Механизмы психосоматических расстройств у детей младше школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Психосоматические нарушения известны человечеству с момента его возникновения, т.к. жизнь во всех её проявлениях проходит на фоне эмоционального реагирования.
Социализация общества, ведущая не только к прогрессу и становлению коллективного самосознания, но и к перегрузке человека психотравмирующими воздействиями, усилению частоты эмоционального реагирования, приводит к повышению частоты психосоматических расстройств. Способствуют возникновению психосоматических расстройств такие факторы, как социальные катаклизмы, стихийные бедствия,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава Ι Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе…………4
Понятие психосоматических расстройств в современной психолого-педагогической литературе………………………………………………….5
Теория возникновения психосоматических расстройств………………….6
1.3

Файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.docx

— 71.79 Кб (Скачать файл)

Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у них сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Ведущей причиной сердечных расстройств у "коронарной" личности Ф. Данбар считала подавление в силу социального или эмоционального запрета эмоции гнева. В 1974 г. американские кардиологи Роузенманн и Фридман назвали поведение коронарной личности "поведением типа А" (М. Айзенк и соавт., 2002).

Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в  одобрении со стороны окружающих, особенно - авторитетных или руководящих  лиц.

В структуре аллергического типа личности часто встречаются  такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность  в любви и защите, конфликтное  сочетание стремления к зависимости  и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма  мастурбации).

В социальном психоанализе Франкфуртской школы концепция Ф. Данбар была модифицирована в теорию "больного общества" (Э. Фромм, Дж. Холлидей). Дж. Холлидей (J. Halliday) выделяет два вида причин психосоматического расстройства: структура личности и ее социальное окружение /60/. Он считает, что психосоматические расстройства в подростковом и взрослом возрасте происходят от фрустрации ребенка на самых ранних стадиях жизненного цикла и неадаптивной психологической защиты, возникающей в ответ на эту фрустрацию. Пусковым фактором болезни Дж. Холлидей считает "слом" какого-либо одного или нескольких базовых паттернов социального взаимодействия: семейного, игрового, гендерного, религиозного, экономического, профессионального, политического. Поэтому согласно теории "больного общества" необходимо проводить комплексное исследование не только профиля личности, но и контекста социального взаимодействия больного ребенка.

В исследованиях Ф. Данбар была продемонстрирована роль психологических факторов развития психосоматических расстройств, однако ее теория не давала ответа на основной вопрос: каким образом бессознательный внутриличностный конфликт запускает или поддерживает заболевание? Ответ на этот вопрос попытался дать Ф. Александер.

Ф. Александер (F. Alexander) в 1950 г. предложил теорию психосоматической специфичности. Гипотеза о специфичности как основном механизме психосоматического расстройства возникла из клинического опыта. В 1934 г. Ф. Александер опубликовал исследование о влиянии психологических факторов на развитие болезней желудочно-кишечного тракта /67/. К тому времени многие уже отмечали тот факт, что пищеварительная система наиболее "предпочитается" психическим аппаратом для облегчения разного рода эмоционального напряжения. Ф. Александер обратил внимание на высказанную в 1926 г. Ф. Дойчем (F. Deutsch) мысль о том, что органические повреждения могут быть следствием длительного функционального расстройства. Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами сторонниками кортиковисцеральной концепции однако их работы были малоизвестны за пределами Советской России. Как отмечает Дж. Поллок, эта идея резко контрастировала с доминировавшей тогда в европейской науке вирховской парадигмой клеточной патологии. Для объяснения самой возможности подобного феномена Ф. Дойч заявил о символическом значении органической патологии для личности больного, приведя в пример полученные от пациента во время аналитической сессии ассоциации между легочным кровотечением и фантазией о розах. Ф. Александер расширил эту идею, предположив, что не только отдельный симптом, но и весь патологический процесс может быть вызван специфическим психологическим стимулом. В своей статье он утверждал, что психологический фактор не столько вызывает само поражение желудочно-кишечного тракта, сколько запускает процесс гипо- или гиперсекреции желудочного сока, а также изменяет двигательную активность и давление крови в кишечнике.

Гипотеза о специфичности, выдвинутая Ф. Александером, опиралась на три базовых положения.

1. Психологический конфликт сочетается с физиологическими и биохимическими факторами, предрасполагающими к заболеванию.

2. Бессознательный конфликт  активизируется под влиянием  особо значимых жизненных событий.

3. Сопровождающие внутриличностный конфликт негативные эмоции выражаются на физиологическом уровне, что и приводит в конечном итоге к развитию болезни.

Таким образом, теория Ф. Александера непротиворечиво объединила три основные достижения психологии первой  четверти XX в.: фрейдовскую концепцию о бессознательном внутриличностном конфликте, исследования  кортиковисцеральных  процессов в школе И. П. Павлова и теорию эмоций У. Кэннона, согласно которой эмоции выступают информационным посредником между организмом и средой, запускающим процессы кортиковисцерального взаимодействия для восстановления привычного эндокринного баланса, нарушенного под воздействием стрессовых жизненных событий. Мысль о специфичности психосоматических реакций возникла у Ф. Александера под влиянием работы Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных". Как известно, Ч. Дарвин постулировал, что каждая эмоция выполняет функцию выражения определенного физиологического состояния организма. 

2.1Возрастные особенности  младшего школьника.

Классификация психосоматических  расстройств у детей строилась  на разных принципах: патогенетическом, анатомо-физиологическом (локализованном), возрастном, синдромальном и т.д.

По локализации - психосоматические нарушения пищеварительной, кожной, двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, на 
рушения терморегуляции, речи и выделительных функций и алтические проявления психосоматического характера с относительно кратковременной 
фиксацией в каком-либо органе или системе.

По качественным и количественным особенностям патологических проявлений - психосоматические реакции, состояния и психосоматические заболевания.

По распространенности - условно моносистемные и полисистемные психосоматические (функциональные) расстройства, т.к. при этом поражается не только соматическая, но и психическая сфера.

По степени  клинической выраженности депрессивных проявлений - субдепрессия, скрытая депрессия, средневыраженная депрессия (дистимия, дисфория) и выраженная депрессия.

По генезу депрессивных нарушений - эндогенная, психогенная и резидуально-органическая депрессия.

По качестенным особенностям (синдромалъной структуре), лежащим в основе психосоматических и сопутствующих им аффективных (депрессивных) расстройств, - астеническая, тоскливая, тревожная и смешанная (астенотревожная и тревожно-тоскливая) депрессии.  

 

Большинство врачей группируют психосоматические расстройства по возрастному признаку.

В младенческом возрасте к этим расстройствам относят колики третьего месяца, метеоризм, аэрофагию, срыгивания, жвачку (мерицизм), анорексию грудного возраста, извращение аппетита (симптом Пика), недостаточную прибавку массы тела, тучность, остановку развития, функциональный мегаколон, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушения сна, запор (кон-стипация), энкопрез, внезапную смерть младенца.

В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, "раздраженный кишечник", боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.

У детей школьного  возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень, "ростовые боли", рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетосо-судистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булемию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энкопрез, энурез, расстройства менструального цикла и др.

Однако, в последние годы, в детскую клиническую практику все шире внедряется классификация  психосоматических расстройств, разработанная  Ю.Ф. Антроповым с соавт. (1999, 2002) и базирующаяся как на анатомо-физиологическом (локализационном), так и на патогенетическом принципах.

В ней учитывается не только степень выраженности соматических нарушений, но и основной патогенетический фактор - депрессивные расстройства.

В основу типологии психосоматических  расстройств у детей анатомо-физиологический  принцип требует, наряду с локализацией, установления качественных и количественных особенностей психосоматических проявлений, их распространенности по органам и  системам.

На основе анатомо-физиологического (локализационного) принципа у детей и подростков следует выделять психосоматические расстройства:

• пищеварительиой системы:

- нарушение аппетита (снижение  или повышение),

- аэрофагия,

- тошнота,

- рвота,

- боли в животе (абдоминалалгии),

- метеоризм,

- нарушения стула (запоры, понос),

• кожных покровов:

- аллергические проявления  в виде высыпаний,

- кожный зуд,

- угревая сыпь,

- выпадение волос,

• двигательной системы:

- тики,

- гиперкинезы,

- кривошея,

- торзионная дистония,

- псевдопарезы, нарушения походки,

- астазия-абазия,

- псевдоэпилептнческие проявления,

• эндокринной системы:

- нарушение менструального  цикла,

- углеводного обмена,

- изменение массы тела,

• респираторной:

- одышка,

- навязчивый кашель,

- затруднение вдоха,

• выделительной:

- энурез,

- энкопрез,

- обменная нефропатия,

• сердечно-сосудистой:

- нарушение ритма сердца (тахикардия, брадиаритмия),

- боли в сердце (кардиалгии),

- повышение или понижение  артериального давления,

• нарушения терморегуляции:

- субфебрилитет,

- гипертермия,

- гипотермия,

• нарушения речи:

- запинки,

- заикание,

- более детская речь,

- трудности в разговоре,

• алгические нарушения:

- головные боли (цефалгии),

- боли в мышцах (миалгии),

- суставах (артралгии),

- мочевом пузыре и других органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Профилактика психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста.

Должна проводиться с  учетом всех основных факторов патогенеза (психосоциальных, генетических, церебрально-органических) психогенной аффектив¬ной патологии.

Профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков включает:

Достаточное общение ребенка  с матерью (особенно на 1 -м году жизни).

Грудное вскармливание до 1 года.

Коррекцию психического состояния  матери (тревожности, пониженного настроения).

Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным

эмоциональным контактом  между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом  со сверстниками).

Коррекцию социально-обусловленного дизонтогенеза (чаще в виде акцентуированных черт характера) с помощью психотерапевтического воздействия.

Коррекцию биологически (церебрально-органически) обусловленного психического дизонтогенеза (пороков развития головного мозга, обусловленных поражением генетического материала, внутриутробными нарушениями, токсикозами беременности, инфекциями, различными интоксикациями гор¬монального и лекарственного происхождения; патологией родов, инфек¬циями, интоксикациями и травмами раннего постнатального периода, следст¬вием которых является резидуально-органическая недостаточность головного мозга - минимальная мозговая дисфункция) путем назначения на первом году

жизни, в основном, фитопрепаратов дегидратирующего (фитодиуретиков - отвар или настойку боярышника, настой соцветий клевера), успокаивающего

(мед, настой или настойка  валерианы, пустырника, травы тысячелистника,

мордовника, отвары пиона декоративного, шишек хмеля),

вегетостабилизирующего и общеукрепляющего (настойка элеутерококка, боярышника,  настой листьев мелиссы, аминокислот - глицин (аминоуксусная), лимонтар (лимонная и янтарная кислоты). После 5-ти лет из вегетостабилизаторов можно назначать ноотропил, сермион, пикамилон, пшгогам и стугерон, кавинтон как ангиопротекторы в возрастных дозах.

 

Заключение

Таким образом, психосоматические  расстройства у детей и подростков являются сегодня одной из самых  распространенных форм патологии детского возраста. Подавляющее большинство  больных с этими нарушениями  обращаются за помошью именно к врачу-интернисту, а не к психиатру. Поэтому умение правильно диагностировать и строго индивидуализировано и рационально сочетать базисную биологическую терапию с психотерапевтической коррекцией и психофармакотерапией позволяют добиться значительных успехов в лечении этих расстройств.

 

Литература

 Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Издательство «Питер»,2000.

. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост.- СПб.: Речь, 2005.- 144 с.

Ю.Ю.Елисеев Психосоматические  расстройства у детей. Справочник, глава 4

Асимон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Изд-во «Речь»,2002

Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими  
расстройствами. Санкт-Петербург: Издательство «Речь»,2002г.,556с.


Информация о работе Механизмы психосоматических расстройств у детей младше школьного возраста