Место психологии в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать
своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Место психологии в процессе управления. 4
2. Психология управления и её предмет изучения 5
3. Психологический анализ управленческой деятельности. 7
4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. 11
5. Характер исполнителей и его формирование руководителем 13
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

Психология управления другими.docx

— 20.81 Кб (Скачать файл)

реальным воображением. Умение  руководителя  определить  в  каждом  работнике  ту   структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности,  составляет важное условие правильного  подбора и расстановки кадров.

Формирование  коллектива связано с решением  проблемы  психологической

совместимости. Это требует от руководителя, чтобы  он  знал  психологические

особенности работников  и  умел  их  учитывать  при  формировании  отдельных  звеньев  коллектива.   Такой   подход   позволит   ему   воздействовать   на формирование лучшего социально – психологического  климата  в  коллективе.  А как  показывают американские и японские исследования  в  области  менеджмента  стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная  морально – психологическая обстановка.

Важнейшим  моментом  в  управленческом  процессе   является   принятие

управленческого  решения.  Каждый  руководитель  должен   видеть   проблемы,

которые выдвигаются  условиями руководимой им системы.  Каждому  руководителю надо выбрать  и сформировать в себе чувство  нового, умение анализировать,  из бесчисленного  количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

Систематизация  чужого опыта и готовых идей с  целью  использования  их,

когда это  необходимо, является существенным  условием  организации  научного труда руководителя.

Другим качеством, характеризующим хорошего руководителя  при  изучении того или иного решения,  является  чувство  ответственности,  с  которым  он должен относиться к данному решению. Для выяснения  и выбора самого правильного подхода  к  решению  проблемы большое   значение   имеет   умение   руководителя   советоваться.    Умение руководителя советоваться в  значительной  степени  определяет  эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать  мнения людей.

Оперативность принятия решения  и  его  качество  зависят  от  степени

продуктивности  умственной  деятельности,  умения  использовать  и  применять имеющиеся  знания  и  накопленный  опыт.   Поэтому   и   гибкость   ума,   и оперативность памяти – важные и необходимые черты  каждого руководителя.

Не меньшее  значение при подготовке принятия  решения  и  его  принятии

имеют и волевые  качества – инициативность, самостоятельность,  решительность и смелость.

Таковы  психологические  требования,  предъявляемые   к   руководителю.

Совершенствуя себя и свои профессиональные  навыки,  руководитель  должен  в первую очередь развивать те качества,  которые  соответствуют  предъявляемым  требованиям.

 

5. Характер исполнителей  и его формирование руководителем

Во взаимодействии человека со средой  и  с  другими  людьми  выявляется множество  его  социально-психологических  особенностей.   Многие   из   них несущественны, кратковременны или не влияют на его  отношение  к  окружающему миру. Но есть у каждого человека такие  индивидуально-психологические  черты, которые проявляются постоянно  и отличают одну личность от другой. Это  черты характера,  выраженные  отчётливо,  определяющие  одна  другую,  стиль действий и отношений  к окружающим обстоятельствам и  людям.  Характер  –  это основной психический склад человека.

Характер проявляется  и формируется  в  делах  и  поступках.  Характер формируется  в преодолении трудностей и препятствий. В  воспитании  характера  необходимо,  прежде   всего,   сформировать истинные  убеждения,  представления  и   идеалы.   Это   важнейшие   условия формирования сильного  характера.  Одновременно  следует  добиваться,  чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в  жизни  и  труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

Воспитание    деловитости,    дисциплинированности,    расторопности, активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует  на  любом участке создать условия, при которых нет простоя в  работе,  при  которых  у работника  заняты и голова и руки в течение  всего трудового дня.

Неотъемлемая  черта характера – дисциплинированность – точное соблюдение должностных  инструкций, правил работы, норм поведения.  Дисциплинированность воспитывается, когда  неизменно  выполняются  требования  руководителя,  все  режимные  положения  организации.  В  ходе  их   выполнения   преодолеваются трудности, препятствия.

Воспитывая   моральные   (доброта,    деликатность),    эмоциональные (весёлость,  страстность)  и  волевые  (настойчивость,  критичность)   черты характера,  руководитель,  прежде  всего,   показывает   пример   поведения. Руководитель не должен  забывать  об  индивидуальном  подходе,  не  упускать возможность одобрить и похвалить  лучшие  проявления  характера  и  отметить

недостатки  в поведении людей.

Важную роль в  формировании  характера  играет  самовоспитание.  Прямой обязанностью руководителя является стремление указать  подчинённому  наиболее эффективные  пути устранения недостатков, эффективные  приёмы  самовоспитания, преодоления  вредных привычек.

Не следует  забывать, что характер – не врождённое качество  личности. Он формируется  и совершенствуется в течение  жизни.  Человек  непосредственно  участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность  за  его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

 

Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

посеешь привычку – пожнёшь характер,

посеешь характер – пожнёшь судьбу.

 

Характер каждой личности индивидуален и в своём  роде уникален,  однако можно выделить ряд черт, присущих  всем  характерам.  Эти  черты  по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере  каждой личности,  доля  их участия  в определении характера также  различна.  Акцентуация  –  чрезмерное участие отдельных черт  характера.  Для  умелого  руководителя,  обладающего  определённой  психологической  подготовкой,  важно   к   какой   акцентуации относится  характер исполнителя,  чтобы  подобрать  наиболее  подходящие  для данной личности способы и  методы  формирования  характера.  Можно  привести следующие  примеры  основных  акцентуаций  и  соответствующих  им   способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

1.  Конформный  тип.  Основная  черта  такого  типа   –   соглашательство,

отсутствие   инициативы,    смелости,    решительности.    Чтобы    избежать

соглашательной  позиции такого работника, руководитель должен предлагать  ему высказывать  своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

2. Эмоционально-лобильный   тип.  Это  люди  с  неустойчивым  настроением, которое изменяется  даже по ничтожному поводу. Они  очень чувствительны как  к  похвале, так и к порицанию.  Руководителю важно  вовремя   приободрить  такого слушателя.

3.  Экзальтированный  тип. Такие люди легко  восторгаются,  восхищаются по причинам, на которые  большинство людей могут не  обращать внимания. Но в  то  же время часто впадают   в  отчаяние,  легко  разочаровываются. Руководитель должен выявить  его сильные  стороны  и   поручить  такому человеку  задания,  соответствующие его сильным  сторонам. Можно назвать и другие  распространённые типы акцентуации:  гипертимный, истерический, аффектно  – застойный, шизоидный.

О  характере  человека  говорят  его поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения.  В  психологии  существует понятие  вербального и  невербального  общения.  Вербальное  общение,  –  что человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти  два  уровня  не совпадают, то с  человеком трудно общаться,  возникают  отрицательные  эмоции по  отношению  к  нему.   Поэтому   менеджер   должен   умело   пользоваться невербальным общением.

Руководитель  чаще всего не задумывается о воспитывающем  влиянии  своей позы, о том, что  поза выдаёт его характерные черты.  Например,  поза,  когда он одной  рукой облокачивается на  стол,  другой  упирается  в  бок,  а  тело наклоняет  в  противоположную   сторону,   создаётся   впечатление   о   его

высокомерии и самолюбовании.

 

Внимательно наблюдая и оценивая невербальные признаки (позу и момент её изменения,  дистанцию,  глаза,  жесты,  мимику),  внимательный руководитель может определить настроение исполнителя, его отношение к  руководителю  и  к решаемой проблеме. Однако оценивать характер  по  мимике и  жестам  следует очень  осторожно. Для правильной оценки берётся  сумма жестов,  подкреплённая  внимательным наблюдением за поведением человека.

Чтобы на практике,  т.е.  общаясь  с  исполнителями,  руководитель  мог правильно  определить  акцентуацию  характера   исполнителя,   подобрать   и  применить методы работы с ним, соответствующие  типу акцентуации личности,  в  правильном направлении воздействовать на формирование характера личности  и, наконец, верно истолковывать  и правильно  применять  выразительные  признаки общения,  ему  требуются  психологическая  подготовка,  знания  и  опыт   их применения. Можно  привести следующие слова:

 

«Власть над собой —  самая высшая власть,

Порабощённость    своими страстями – самое страшное рабство.»

Сенека4.

 

 

Заключение.

Психология  в  последнее  время  приобретает  всё  большее  значение  в практической  деятельности,  в  том  числе  и  в  производстве.  Всё  больше психологов  принимают  на  работу  на  крупные   предприятия,   всё   больше исследований и экспериментов  проводится  в  области  психологии  в  связи  с производственным процессом. Но особое значение психологические  знания  имеют в управленческом процессе.

Обладая  психологической  подготовкой,  талантливый  руководитель сможет эффективно  осуществлять  свои  функции,  управлять  работой   предприятия. Психологическая подготовка поможет в общении  с  подчинёнными,  поможет лучше понять их потребности  и мотивацию  к  деятельности.  Знание психологических подходов в  управлении позволит избежать конфликтных  ситуаций как внутри  коллектива,  между  исполнителями, так и между  исполнителями и подчинёнными. Умелое применение  психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития  производства приведут к повышению эффективности  работы предприятия и увеличению  прибыли. Психологическая подготовка необходима руководителю  в  целях  совершенствования самого себя,  своих  личностных  качеств  и  подчинённых.

      Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта

их применения в практической деятельности может  стать прямым препятствием  в  осуществлении руководителем своих  функций, привести к падению  эффективности  производства.

      Итак, проанализировав выше изложенный материал, я с уверенностью делаю вывод о том, что психологическая подготовка  имеет  особое  место  в  управленческой деятельности. Изучению психологии  и  применению  этих  знаний  на  практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке  или  повышении квалификации управленца.

Список использованной литературы.

1. Филипп Генов «Психология управления» — издательство «Прогресс» 1982 г.

2. М.И.Станкин  «Психология управления (практическое  пособие) — Издание 3, доп. и  перераб» Москва «Бизнес школа  «Интел — синтез» 2002 г.

http://elib.mesi-yar.ru/books/yf-mesi/2006/Stankin/1%20-%20100%20s.pdf                3. Г.В.Щекин «Как эффективно управлять людьми: психология кадровогоменеджмента» — МАУП 1999 г.                                                                 4. Г.В Щекин. «Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента» Москва, 1999 г.                                                                                   5. В.А.Розанова «Психология управления (учебное пособие)» — Москва «Бизнес школа «Интел — синтез» 1999 г. http://spbk100.narod.ru/new/psihologiya/rozanova.pdf                                                6. Л.А Григорович, Т.Д  Марцинковская, «Педагогика и психология» Москва, 2003 г.                                                                                                                              7. Г.В Щекин. «Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента» Москва, 1999 г.

 

1  Профессиографический анализ - метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям.

2  Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

3    Психограмма – научно обоснованный перечень личностно-психологических свойств, качеств и способностей человека, которые необходимы для выполнения работы по данной специальности и на конкретной должности. Психограмма предполагает полное описание собственно психологических характеристик деятельности.

Информация о работе Место психологии в процессе управления