Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:17, реферат
Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать
своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Введение 3
1. Место психологии в процессе управления. 4
2. Психология управления и её предмет изучения 5
3. Психологический анализ управленческой деятельности. 7
4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. 11
5. Характер исполнителей и его формирование руководителем 13
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18
реальным воображением. Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.
Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической
совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические
особенности
работников и умел их учитывать
при формировании отдельных
звеньев коллектива. Такой
подход позволит ему
воздействовать на формирование
лучшего социально –
Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие
управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы,
которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их,
когда это необходимо, является существенным условием организации научного труда руководителя.
Другим качеством,
характеризующим хорошего руководителя
при изучении того или иного решения,
является чувство ответственности,
с которым он должен относиться
к данному решению. Для выяснения
и выбора самого правильного подхода
к решению проблемы большое
значение имеет умение
руководителя советоваться.
Умение руководителя советоваться в
значительной степени определяет
эффективность его
Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени
продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии
имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю.
Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.
5. Характер исполнителей
и его формирование
Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется множество его социально-психологических особенностей. Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую, стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностей и препятствий. В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.
Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у работника заняты и голова и руки в течение всего трудового дня.
Неотъемлемая
черта характера –
Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения. Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить
недостатки в поведении людей.
Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредных привычек.
Не следует забывать, что характер – не врождённое качество личности. Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Характер каждой личности индивидуален и в своём роде уникален, однако можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их участия в определении характера также различна. Акцентуация – чрезмерное участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:
1. Конформный тип. Основная черта такого типа – соглашательство,
отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать
соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.
2. Эмоционально-лобильный
тип. Это люди с неустойчивым
настроением, которое
3. Экзальтированный
тип. Такие люди легко
О характере человека говорят его поза, походка, жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, – что человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти два уровня не совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться невербальным общением.
Руководитель чаще всего не задумывается о воспитывающем влиянии своей позы, о том, что поза выдаёт его характерные черты. Например, поза, когда он одной рукой облокачивается на стол, другой упирается в бок, а тело наклоняет в противоположную сторону, создаётся впечатление о его
высокомерии и самолюбовании.
Внимательно наблюдая и оценивая невербальные признаки (позу и момент её изменения, дистанцию, глаза, жесты, мимику), внимательный руководитель может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая внимательным наблюдением за поведением человека.
Чтобы на практике, т.е. общаясь с исполнителями, руководитель мог правильно определить акцентуацию характера исполнителя, подобрать и применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности, в правильном направлении воздействовать на формирование характера личности и, наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки общения, ему требуются психологическая подготовка, знания и опыт их применения. Можно привести следующие слова:
«Власть над собой — самая высшая власть,
Порабощённость своими страстями – самое страшное рабство.»
Сенека4.
Заключение.
Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.
Обладая психологической
подготовкой, талантливый руководитель
сможет эффективно осуществлять
свои функции, управлять работой
предприятия. Психологическая подготовка
поможет в общении с подчинёнными,
поможет лучше понять их потребности
и мотивацию к деятельности.
Знание психологических подходов в
управлении позволит избежать конфликтных
ситуаций как внутри коллектива,
между исполнителями, так и между
исполнителями и подчинёнными. Умелое
применение психологических знаний
в сочетании с другими
Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта
их применения
в практической деятельности может
стать прямым препятствием в
осуществлении руководителем
Итак, проанализировав выше изложенный материал, я с уверенностью делаю вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации управленца.
Список использованной литературы.
1. Филипп Генов «Психология управления» — издательство «Прогресс» 1982 г.
2. М.И.Станкин «Психология управления (практическое пособие) — Издание 3, доп. и перераб» Москва «Бизнес школа «Интел — синтез» 2002 г.
http://elib.mesi-yar.ru/books/
1 Профессиографический анализ - метод установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям.
2 Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность
+ Gramma — запись) — система признаков, описывающих
ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень
норм и требований, предъявляемых этой
профессией или специальностью к работнику
3 Психограмма – научно обоснованный перечень личностно-психологических свойств, качеств и способностей человека, которые необходимы для выполнения работы по данной специальности и на конкретной должности. Психограмма предполагает полное описание собственно психологических характеристик деятельности.