Метод «мозговой штурм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма
2) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и принципы метода мозгового штурма
Глава 2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма
2.1 Этапы проведения мозгового штурма
2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма
2.3 Модификации метода мозгового штурма
Глава 3. Синектический штурм как наиболее совершенный вид мозговой атаки
3.1Применения метода мозгового штурма в организации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Мозговой штурм.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным  звеном между интуитивными и логическими  процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.

В синектике реализуется  последовательно следующая цепочка  действий:

- разбор проблемы;

- обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);

- определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;

- постановка наводящих вопросов;

- поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;

-превращение обычного в привычное;

- развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и  их последующий отбор во многом зависит  от руководителя совещания, его профессионального  и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.

Процесс организации  творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

· первоначальная постановка проблемы;

· анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;

· выяснение возможностей решения проблемы;

· переформулирование проблемы;

· совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;

· выдвижение образных аналогий;

· подгонка намеченных участниками синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В реальной практике проведения синектического штурма на совещании  участники, как правило, стремятся  немедленно, без соблюдения всех перечисленных  синектических процедур найти решение проблемы.

 

3.1Применения метода мозгового штурма в организации

 

В компании мозговыми  штурмами занимается Совет директоров и группа независимых людей. Происходит это еженедельно по пятницам, сразу  после основного заседания Совета, с 7 до 9 часов вечера. Однако, отбирая специалистов для мозгового штурма, необходимо помнить, что противопоказано, иметь постоянную, раз и навсегда сформированную группу. Это вырабатывает некоторую кастовость, ведёт к «замыливанию» и повторению идей.

Приглашённые сторонние люди могут так же разнообразить группу и дать ей новые посылы. Когда наряду со специалистами определенной области в группу приглашаются люди из совершено других сфер деятельности – появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, что могло бы остаться «за кадром» из-за своей непривычности.

Для мозгового штурма директор приглашает людей науки, узких специалистов, дизайнеров, художников, а также как это ни странно, детей сотрудников. «Подростки и молодые люди, участвовавшие в наших мозговых штурмах «на выходе» дали самое большое количество реализованных в последствии идей. Они мыслят неординарно. Они чаще всего свободны от барьера «это невозможно». Вовлечённые в реальный мир взрослых, они генерируют по-настоящему бесценные идеи». Ими была предложена новая картинка по оформлению деткой продукции. Это на порядок увеличило поток покупателей и, соответственно, прибыль. В качестве сторонних лиц приглашались так же супруги сотрудников.

Таким образом, можно  сделать вывод, что определяющим для выбора участника является не его статус в компании, а креативность, тип мышления, позитивный взгляд на вещи, творческие способности, лёгкость включения в новые ситуации, гибкость и скорость мыслительных процессов.

1. Сигналы. В компании  был разработан стенд «Живи иначе». За неделю до нового мозгового штурма на всеобщее обозрение вывешивались креативные картинки по теме, размещались цитаты и анекдоты. Иногда такие картинки и надписи можно было увидеть и в самых неожиданных местах: над умывальником, в холодильнике, на складе. Зачастую на плакате вывешивалось начало фразы или ситуации. Продолжение нужно было дописать. Ручка или карандаш висели рядом. Автор лучшего высказывания получал награду. Люди приучались мыслить иначе, видеть вещи иным взглядом.

2. Пять органов чувств. «В воздействии на творческий  потенциал я полагалась вначале  лишь на визуальные средства. Позже пришло понимание важности  задействования и других органов  чувств. Предлагалось окрасить ряд  висящих предметов в любой  цвет, выбрать на ощупь фактуру упаковки для подарка, озвучить ассоциации, которые вызвал определённый запах. Свой выбор нужно было объяснить».

3. «Разминка». На обычных  собраниях и «пятиминутках» иногда  устраивается «разминка». Ставится  задача, сотрудники делятся на  команды, через 2–3 минуты каждая команда должна выдать несколько решений (реальность применения и сиюминутная возможность использования не важны).

4. Соучастие. Для успешной  реализации лучших идей мозгового  штурма сотрудники должны «быть  в курсе». После каждого мозгового штурма его результаты вывешивались на всеобщее обозрение: сколько поступило идей, сколько и каких принято к разработке, какие признаны лучшими, кто автор этих идей. Таким образом, каждый в коллективе становился соучастником процесса.

5. Престижность и поощрение. Участие в группе мозгового штурма стало престижным в данной компании. На общих собраниях постоянно говорится о вкладе таких людей в общее дело. Творчество поощряется и вознаграждается. В корпоративной культуре фирмы была принята система баллов (сейчас система звёзд). Дается определённое количество баллов за каждое участие или за принятую идею. Иногда это прямое денежное поощрение. Проводятся для таких людей и творческие вечера отдыха в необычном месте. Например, выезд за город на лошадях. Наградой иногда становится книга о творчестве и творческих людях.

Обычно в компании Ведущий назначается руководителем  или руководитель сам берёт на себя эту обязанность. Мозговой штурм  вёл только генеральный директор группы компаний. И, не смотря на приверженность руководства этому методу, он не давал ощутимых результатов. Почему? Руководитель в роли ведущего редко бывает, успешен, так как участникам сложно абстрагироваться от того, что перед ними их начальник (непосредственный или вышестоящий). А самому руководителю трудно не поправлять и не критиковать подчинённых. Более того, генеральный директор может и вовсе не присутствовать на штурме.

Таким образом, «сторонний»  ведущий в данном случае предпочтительнее. На такую роль выбрали штатного менеджера  компании. Если он занят, то его заменяет известный в компании креативщик (которых в компании не мало). Важно не побояться доверить ему «руль» и полную свободу рулить. Ведущий мозгового штурма должен обладать высокой творческой активностью, уметь доброжелательно относиться к идеям, высказанным другими людьми. Хорошо, если он органично сочетает в себе способности генератора и аналитика идей. Важнейшими его качествами являются скорость реакции, богатство ассоциативных связей, легкость генерирования идей в сочетании с хорошими аналитическими способностями. Важными являются наличие чувства юмора и приверженность принципам морали. Актуальными и зачастую решающими становятся такие навыки ведущего, как чёткое понимание и чувство ситуации, каждого участника в отдельности и всех вместе. Однако только этого мало. Ведущему необходимо готовиться!»

Вследствие собственных  ошибок в компании было выработано несколько этапов подготовки:

  1. Формулирование темы. Именно этот этап задает те рамки, в соответствии с которыми процесс будет далее реализован. Вначале всем участникам необходимо чётко определить для себя, осознать, для чего они все тут собрались. «Тема ранее в нашей компании озвучивалась в общих фразах. Объявлялось нечто невразумительное, вроде: «Поговорим о рекламе». В результате всё выливалось в обсуждение расплывчатой темы, идеи для решения отходили на второй план».
  2. Прежде всего, необходимо найти баланс между масштабностью и детализацией задачи. На повестке дня в компании остро стояла проблема падения продаж на садово-ландшафтном рынке «Уютная усадьба». Руководством была поставлена задача для очередного штурма: улучшить работу центра «Уютная усадьба». Удалось убедить Совет директоров (решение в данном случае принимал этот орган) в том, что фирма получит, возможно, интересные, но очень уж общие идеи. Проблему нужно было разбить на ряд конкретных задач.
  3. Обозначить конкретную задачу, требующую решения – это не просто сузить поиск, но и возможность сделать его продуктивнее. В связи с глобальностью вышеуказанной проблемы её разбили на более конкретные задачи: проведение рекламных компаний и PR-акций; пересмотр бюджетного годового плана; изменение кадровой и ценовой политики; план закупок и ряд других. В каждой такой задаче были определены несколько под тем. Для мозгового штурма выбрали задачу переоборудования площади центра.
  4. Продумать формулировку. Тема в данном случае была сформулирована так: «Новый взгляд на новое оформление компании». В результате мозгового штурма был выдвинут ряд очень свежих идей. Воплощение нашли оборудованные «под ключ» садовые уголки с фонтанами, мостиками, беседками.
  5. Информационный этап. Приходя на брейнсторминг (это самый известный из неалгоритмических методов активации творчества), его участники должны быть определённым образом настроены на творческий процесс, должны иметь определённый объём информации.

В ходе работы стало понятным, что важны день недели и время проведения штурма. Отпадают как малопродуктивные первый и последний рабочие дни недели. Не совмещаются с мозговым штурмом и рабочие совещания, Совет директоров, «пятиминутки», где мозговой штурм подаётся в виде десерта.

Поэтому пришли к выводу, что для атаки лучше выбрать специальный день, не самый напряжённый в графике данного предприятия. Наиболее оптимальное время – через 2–3 часа после начала работы и не позднее 2–3 часов до её окончания. Тогда люди и текущие дела успеют сделать, и домой не будут спешить. Идеально, если заранее, за 5–8 дней будет известна тема мозгового штурма. Дайте людям сигнал! Мы вывешивали объявление для всех и давали возможность всем письменно высказаться. Для этого рядом с объявлением вешали ящик для предложений и идей. Идеи выдвигались как индивидуально (сотрудниками), так и группами (подразделениями). Непосредственным участникам штурма посылали письменное приглашение или сообщали о времени и теме по телефону. Всё это давало возможность предварительной настройки, генерированию идей ещё до начала мозгового штурма».

Для поддержания системы  необходимо продумать и записать простой план. Он нужен не участникам, а ведущему. Его не обязательно  придерживаться очень жёстко. Он помогает исподволь управлять процессом.

Мозговой штурм – не посиделки на завалинке. Решение поставленных задач – не лузгание семечек. Поэтому простому собиранию людей противопоставили создание соответствующей атмосферы. Здесь существует несколько отработанных моделей. Проводя подготовительный этап, мы старались помнить, что обращение к методикам, не заменяет мыслительный процесс, но призвано его усиливать.

Для создания атмосферы  непосредственно на самом штурме важны такие «элементы», как сытый  участник, музыка, запахи, то есть вхождение  в процесс. «Ранее мы просто собирались и «с ходу» врезались в решение задачи. При этом кто-то думал о еде, кто-то о доме, кто-то просто досыпал После многих ошибок было принято несколько решений».

В фирме выделили для  штурмов удобное просторное помещение  со столами, чтобы обстановка была рабочей, с диванами и цветами, чтобы можно было расслабиться в перерыве. Перед приходом группы хорошо проветривается помещение. Обустроили удобный гардероб, где оставляли вещи и сумки. Затем стали предлагать снять галстук и пиджак оставить за дверью часы и телефоны. Стулья расставляют так, чтобы члены группы могли видеть глаза друг друга. Всё это способствует психологическому равенству участников группы.

Голодный мозг способен показать не лучшую продуктивность. Переедание тоже не способствует активной мозговой деятельности. Поэтому, перед штурмом предлагают лёгкий перекус. Напитки можно употреблять в течение всей работы группы.

Задействовать в процессе все 5 органов чувств (уже упомянутые выше). Для этого подбирают музыку и звуки природы, ставят ароматические свечи и нарезанные фрукты. Ставят объёмные фигуры разной фактуры, которые можно пощупать и погладить. Участники снимают обувь и ходят босыми ногами по различным поверхностям. Иногда вывешивают на стенах постеры и картинки.

Важно продумать систему, как вести сам штурм. Но, при этом не быть рабом системы. При начальной организации штурма кажется, что обязательно встанет вопрос дисциплины: кому дать слово, как прекратить споры. Небольшой ручной мяч служил сигналом для передачи слова. Получалось всё как на собрании. Все по очереди высказывались, но «озарений» не возникало. «Сейчас мяч оставляю только для начала процесса, для «затравки». И он ходит не по кругу, а в произвольном порядке. Как только про мяч забывают, как только начинают перебивать друг друга и возникает хаос, вот тут и выкристаллизовываются идеи «на грани», настоящие золотые крупицы из массы горной породы. В качестве сигнала ввели жёлтую карточку: она помогает прекратить споры и оценку идей, критику. Юмор допустим, но, если он не касается кого-либо лично».

Хорошим оживляющим ходом  является комплимент. Только он не должен быть дежурным. Лучше всего на комплименты  реагируют мужчины, особенно, если слова  звучат из уст женщины. На мой взгляд, в любом творческом процессе важны  поощрения. Поощрения можно вводить и в сам процесс мозгового штурма. Я иногда использую маленькие шоколадки. Возможно, это выглядит по детски, но приносит результат. К тому же активизирует процесс на физиологическом уровне.

Соревновательный момент может внести оживление, добавить азарта. В компании в мозговом штурме принимают участие, как правило, несколько подразделений. Весёлая игра команд не просто вносит разнообразие, но даёт на порядок больше неожиданных идей. Работа по группам так же иногда ведёт к снижению социальной лености и позволяет добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений.

Технология фиксирования мыслей была одной из главных ошибок. Помехи, обусловленные ситуацией  групповой работы, снижали продуктивность группы. Высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти собственные идеи. По инерции все мысли записывались на доске. И, хотя мы делали это с одним, а то и двумя помощниками, вызывало неудовлетворение замедление процесса, иногда потеря мысли, некоторая заорганизованность. Выход нашли в использовании магнитофонной записи. Но иногда записываются на доске те мысли, которые были встречены наиболее бурно – аплодисментами, смехом, возгласами.

Информация о работе Метод «мозговой штурм»