Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:30, доклад
Использование методики подразумевало следующую логическую последовательность применения:
а) ведение дневника и составление личного плана психологического обеспечения дня;
б) индивидуальный подбор элементов методики для разрешения конкретных проблем в предстоящей задаче
Применение разработанной нами
методики предусматривает
Разработанная методика предназначена для психологического обеспечения профессиональной деятельности офицеров спецназа в процессе выполнения ими боевых и учебно-боевых задач. Апробация методики проводилась в ходе подготовки и выполнения специальной правительственной задачи офицерами 16-й бригады специального назначения ГРУ ГШ в Королевстве Иордания. В качестве базовой модели была взята типовая задача, содержащая следующие элементы:
Использование методики подразумевало следующую логическую последовательность применения:
а) ведение дневника и составление личного плана психологического обеспечения дня;
б) индивидуальный подбор элементов методики для разрешения конкретных проблем в предстоящей задаче;
в) использование выбранных технологий при подготовке к выполнению задачи, в ходе ее выполнения и после завершения задачи или ее этапа для восстановления и подготовки к следующей задаче (этапу).
Личный план составлялся после получения задачи следующего дня и имел своей целью конкретизацию ее для себя, рационализацию своего отношения к ней и выработку стратегии по купированию факторов, угрожающих ее успешному выполнению.
Примерный вариант плана включал в себя следующие разделы:
1. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДНЯ.
Здесь офицер старался не только описать содержание и последовательность выполнения задачи, но и выделить основные ее элементы, прежде всего вызывающие личностные затруднения и опасения. Именно на них концентрируется основное внимание при планировании психологического обеспечения и выборе методических средств.
2. МОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАДАЧЕ.
На основании рефлексии сюда вносятся все ощущения, мысли, чувства, вызывающие дискомфорт и снижающие внутреннюю уверенность в успешном исходе. В первую очередь выделяются наиболее сильные, подлежащие снижению или полному вытеснению. Ряд офицеров в этом разделе записывали желаемые позитивные чувства и ощущения, которые желательно иметь при выполнении задачи, что являлось для них своеобразной целью достижения в будущей внутренней работе.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
В последних трех разделах офицер выбирает из меню методических приемов именно те, которые способны оказать ему действенную помощь в достижении поставленных целей его точки зрения наиболее эффективны. В зависимости от условий прохождения каждого этапа каждый раз подбирается новый набор приемов. Примерное распределение приемов по указанным трем разделам будет приведено ниже.
В предлагаемую методику входят следующие основные психологические средства:
Основным содержанием
РЕБЕФИНГ.
Данный метод разработан сравнительно недавно по сравнению с большинством других психологических методов, в последнее время ведутся активные разработки по изучению его возможностей. Он был разработан в рамках теории Свободного дыхания Леонардом Орром в 1975 году. Изначально ребефинг был направлен на преодоление последствий родовой травмы. Однако дальнейшие исследования, в том числе и наших специалистов (В. Козлов, С. Всехсвятских и др.) доказали гораздо более широкие возможности данного метода.
Авторы метода считают, что жизнь человека начинается с оценки «орошо-плохо» в утробе матери комфортно, хорошо, а здесь, в этом мире – страшно и дискомфортно. С этого момента весь мир перестает восприниматься в его единстве и начинает делиться на части. Результатом этого деления является ряд следствий, разрешить которые, и призван данный метод:
Ребефинг направлен на устранение раздробленности сознания, он делает его цельным, дает человеку воспринимать мир в его единстве. Его конечная цель – полная интеграция личности (интеграция – слияние части с целым). В процессе ребефинга убираются блоки, разделяющие единое сознание на дробные части, и та часть, которая была заблокирована и находилась в бессознательном, присоединяется к осознаваемой части, делается доступной. Теперь энергию этого блока можно использовать в качестве РЕСУРСА в конкретных практических ситуациях.
Таким образом, при расширении сознания структура, блокирующая негативную ситуацию, распадается, и вместе с ней уходит и стресс, связанный с данной ситуацией.
С точки зрения психофизиологии следует учитывать, что дыхание участвует не только в процессе получения кислорода, но процессе вывода продуктов метаболизма из тела. Только 3% из всех отходов тела выводятся через дефекацию, 7% через уринацию (мочу), через кожу – еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхаются наружу, через дыхание.
Особенностью метода является то, что при связном дыхании (без пауз) не наступает явления гипервентиляции как в методике холотропной терапии Станислофа Грофа из-за отсутствия форсированного выдоха.
Техника ребефинга основана на соблюдении пяти элементов. Каждый из них – это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Этими элементами являются:
1. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.
Структура дыхания определяется тремя основными параметрами – глубиной, частотой и соотношением между вдохом и выдохом. Ребефинг – это, прежде всего дыхание без пауз между вдохом и выдохом.
Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений. Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает. Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох – пассивно, при расслаблении мышц.
В ходе полного цикла ребефер проходит через четыре класса дыхания.
1-й класс: медленное и
2-й класс:
быстрое и глубокое дыхание
с акцентом на вдох, предназначенное
для того, чтобы увеличить осознание
физического тела или
3-й класс:
быстрое и поверхностное
4-й класс:
медленное и поверхностное
Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания.
2. ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.
Полнота расслабления определяется легкостью доступа к подавленным ситуациям и эмоциям. Чем больше расслабление, тем плодотворней процесс. Один из хороших способов расслабления направлении от ступней ног, расслабляя участок за участком, пока все тело не будет расслаблено. Особое внимание уделяется мышцам лица, мышцам вокруг рта, голосовым связкам и плечевому поясу. Если в ходе процесса чело век ощущает напряжение, то он может установить с этим участком внутренний контакт, мысленно обратившись к нему: «Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какой ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет».
3. ТОТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Направленность действия рационального сознания может сильно влиять на эффективность процесса. Чем больше времени и усилий тратится на анализ процесса, тем сильнее он искажается. Сознание человека многомерно, одна и та же ситуация может проявиться на разных планах: физическом, эмоциональном, образном, символическом, ментальном и др. Обычно, сознание выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Поэтому внимание должно быть одновременно и глубоким, и полным, то есть, необходимо выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.
4. ИНТЕГРАЦИЯ В РАДОСТИ.
Суть этого элемента в том, чтобы, безусловно, принимать любое ощущение, приходящее в поле осознания и быть благодарным за то, что оно больше не отвержено и не подавлено. Искусство безусловного принятия – основа любого пути самосовершенствования. Какими бы не были ощущения, их нужно принять с любовью и радостью – это часть собственного сознания и опыта.
5. АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ.
Нет идеального рецепта проведения ребефинга. Поэтому лучший вариант – доверять тому, что процесс идет правильно. Доверять себе, инструктору, самой жизни. Вместе с тем, желательно быть активным в процессе – экспериментировать со всеми элементами, особенно с дыханием, режимами работы, позволяющими добиваться легкости и эффективности.
В ходе апробации методики офицерам предлагалось после уяснения задачи в ходе психологической подготовки к ее выполнению выделить именно те элементы, которые вызывают чувства неуверенности в успехе, страх и другие негативные реакции. После этого взять каждый из них по очереди (обычно не более трех) и попытаться разблокировать его отрицательный энергетический заряд с помощью ребефинга. Было разъяснено, что все мысли и эмоции относительно этого элемента имеют свое представительство не только в психике, но теле, которое более явно сигнализирует о наличии блока. Выявив с помощью ребефинга заблокированную зону, необходимо ее максимально расслабить и тем самым без сожаления распроститься со всем негативным комплексом относительно данного элемента. Тогда подсознание в ходе выполнения задачи не будет препятствовать ее успешному завершению. Заканчивать цикл необходимо после наступления интеграции. Субъективно это определяется по моменту, когда достигнуто максимальное расслабление и процесс дыхания начинает приносить удовольствие (хочется дышать еще и еще). После этого можно переходить к следующему циклу. По опыту один цикл занимает в среднем 20-25 минут.