Методики коррекции нарушения голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.
В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.

Файлы: 1 файл

нарушение голоса.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО  РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Методики коррекции нарушения голоса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слушателя  группы  Л-6/ГВД

Куприной Евгении Александровны

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Введение

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это  предупреждает фиксацию навыка патологического  голосоведения и появление невротических  реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и  механизма нарушения голоса при  его восстановлении выдвигаются  две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения  компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать  только с включением значительного  числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать  такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности. Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного  аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных  дефектов голосового аппарата, т.  е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на  личность обучающегося для ликвидации  психогенных реакций;

4)восстановление утраченных кинестезии  голосоведения, т. е. непосредственно  самой фонации;

5) восстановление координации дыхания  и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений  голоса можно определить общие этапы  коррекционной работы:

- рациональная психотерапия;

- коррекция физиологического и фонационного дыхания;

- тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

- автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как  он относится к своему дефекту. Это  позволяет правильно выбрать  тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме  раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной  работы.

Обучающегося необходимо убедить  в обратимости нарушения, вселить  бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед  ним условие активного включения  в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к  положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз  восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что  в некоторых случаях функция  голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его  сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется  дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики коррекции  нарушения голоса.

Немецкий ученый Г. Гутцман предлагал артикуляционные, дыхательные упражнения, общую гимнастику тела при устранении ринолалии. Всю логотерапию он делит на «активные» и «пассивные» мероприятия. К пассивным относится электромассаж мягкого нёба, вибрационный массаж при помощи ручного вибратора. Активные мероприятия — это речевые упражнения. Автор разработал комплекс дыхательных упражнений, благодаря чему достигается изоляция ротовой полости от носовой. Будучи представителем силового метода, Г. Гутцман предлагал толчкообразное, резкое, короткое произнесение звуков с большим напряжением мышц шеи и плечевого пояса, с сильными ударами кулаков по столу или коленам. При постановке согласных звуков он рекомендовал зажим крыльев носа, чтобы создать сильное внутриротовое давление воздуха, которое должно пассивно поднять вялую нёбную занавеску. Большое внимание Г. Гутцман уделял работе над голосом, рекомендуя фальцетный голос, так как при этом гортань поднята, надставная трубка укорочена, мягкое нёбо поднято и маленький язычок сильно укорочен. Он предлагал в течение 2—3 месяцев использовать фальцетный голос, а затем воспитывать голос на грудном резонансе. Все упражнения носили силовой характер и требовали большого напряжения от обучающегося. Тренировку фальцетного звучания голоса использовал впоследствии советский ученый М. Е. Хватцев.

Представители щадящего направления  — французы В. Во, С. Борель-Мезони предлагали постановку правильного дыхания и голоса «в маску», как при обучении пению. При этом они рекомендовали естественные, ненапряженные дыхательные и речевые движения. Особую роль отводили вокальным упражнениям. Французская логопедическая школа заложила основы ортофонического метода постановки голоса.

Советские логопеды модифицировали и дополнили французский метод. Так, Е. Ф. Pay указывала на необходимость стимуляции глоточной мускулатуры. Проф. М. Е. Хватцев предлагал использовать и щадящую терапию, и силовой метод в особенно трудных случаях. Другие специалисты рекомендовали ставить звуки на диафрагмальном дыхании, с открытым носом. Особенно большое внимание они уделяли работе над голосом. Каждый гласный отрабатывался сначала шепотом, затем громко, резко, отрывисто (на твердой атаке), потом в различной тональности, начиная с высокой, А. Г. Ипполитова использует артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Существуют и другие направления. Так, М. Зееман рекомендует фониатрический метод устранения ринофонии. Речевую тренировку он предлагает начинать с шепотного произнесения, затем включается тихий голос с мягким голосовым началом. Сторонники этого метода (А. Митринович-Моджеевска, Т. Н. Воронцова и др.) так же применяют фониатрический подход к реабилитации речи и голоса ринолаликов, что включает артикуляционные, дыхательные упражнения, постановку голоса «в маску» для получения высоких формант, введение грудного резонатора для получения низких формант. Т. Н. Воронцова предлагает дифференцированный подход к устранению ринолалии в зависимости от длины и подвижности мягкого нёба. Каждый этап логопедических занятий включает ортофонические упражнения различной интенсивности и длительности. При этом важно необходимо обратить внимание на одновременность работы над голосом и постановкой звуков у ринолаликов.

Таким образом, в существующей литературе довольно полно отражены некоторые разделы работы по исправлению  речи при ринолалии (артикуляционная и дыхательная гимнастика, постановка, закрепление, автоматизация звуков речи), но почти не раскрыта методика работы над голосом

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод, который включает как физиомеханотера-певтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействие.

Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприо-цептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализируют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа  логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный, который  включает:

1) психотерапию,

2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,

3) артикуляционную гимнастику,

4) дыхательную гимнастику.

II. Основной этап, который включает:

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности  и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого  голоса.

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. 

В процессе логопедических занятий  трудно провести резкое разграничение  этих этапов.

Подготовительный этап преследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Логопедическая работа начинается с проведения рациональной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий доказывают ему их реальную пользу.

На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она  начинается с активизации мышц мягкого  нёба и задней стенки глотки. При  этом применяются общепринятые в  логопедической практике методы (позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение гласных а, э на твердой атаке). Тренируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и длительного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба—металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромассажа (ручного вибратора). Перечисленные упражнения активизируют нёбно-глоточный затвор, создают нормальные условия фонации.

Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялости движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика активизирует ротоглоточную полость и способствует в дальнейшем звучанию голоса «в позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гортани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию).

При проведении артикуляционной  гимнастики важная роль отводится упражнениям  для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резонатор при произнесении а, э способствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении я, о, у) — его опусканию.

Тренировка дикции, включающей произнесение гласных, согласных, слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабатывает четкое произнесение различной сложности речевого материала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

Одновременное применение дыхательной  гимнастики (статической и динамической) преследует цель дифференциации носового и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы[42].

Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напряжения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упражнения являются и релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортанных мышц, что способствует легкому, свободному, естественному и «полетному» звучанию голоса.

При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным)— кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных. Введение громкого произнесения объясняется рядом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых  складок (при глухих— отсутствие  колебаний),

2) меньшей силы артикуляции  (при глухих — большая сила  артикуляции),

3) опускания гортани (при  глухих—подъем гортани),

4) меньшей длительности  смычки (при глухих — большая  длительность смычки),

5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила  взрыва).

Перечисленные условия облегчают  деятельность фонаторий-ной системы при произношении звонких звуков, так как снимается напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение гласных  и согласных звуков целесообразно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфункция, т. е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае «выключается фонйция для устранения патологического участия гортани в артикуляции». После исчезновения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания.

Таким образом, статическая  дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. В последующем применяется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Информация о работе Методики коррекции нарушения голоса