Методики коррекции нарушения голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.
В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.

Файлы: 1 файл

нарушение голоса.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

Получив ротовой выдох  и активизировав движения мягкого  нёба, можно перейти к интенсивным  голосовым упражнениям.

При этом особое внимание уделяется  вокальным упражнениям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Поются вокализы, мелодии без слов, затем доступные ребенку песни.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации—основной залог эффективности логопедической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Среди разнообразных проявлений речевой  патологии в детском возрасте особый интерес для диагностики  и коррекции представляют нарушения  голоса. Значительная часть детей  и подростков имеют такие нарушения. Различают две формы нарушения  голоса: полную потерю голоса - афонию и частичное расстройство голоса - дисфонию. Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, заболеванием гортани, носоглотки, ротоглотки, лёгких, бронхов и трахеи, несоблюдением правил гигиены разговорного и певческого голоса. Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса. Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов голосового аппарата. Первоначальным симптомом органического нарушения может быть частичное расстройство функции гортани и лёгкая хрипота; длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств  голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для  выбора методов коррекционно-логопедической работы. Так функциональные расстройства связаны с временными, преходящими  изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в  результате систематических логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические  изменения в строении гортани, голосовых  складок, надставной трубы. Поэтому  проводится глубокая коррекционная  работа и в результате восстанавливается  коммуникативная функция голоса, но его качество по силе, высоте и  тембру отличается от нормального звучания голоса. Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:

1. От строения и функции нервно-мышечного  аппарата гортани. Чем полноценнее  функция истинных голосовых складок,  тем лучше тембр восстановленного  голоса.

2. От возраста ребёнка. Чем  моложе ребёнок, тем выше компенсаторные  возможности его центральной  нервной системы.

3. От длительности и тяжести  заболевания гортани. Многочисленные  операции на гортани в процессе  лечения значительно травмируют  голосовые складки.

Методика коррекционно-логопедической работы зависит от характера и  глубины расстройства. Курс логопедических занятий состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного. Они включают в себя: психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения должны проводиться одновременно, так  как артикуляция, дыхание и голосообразование - это единые, взаимосвязанные и  взаимообусловленные физиологические  процессы. Только координированная работа этих трёх систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования. Конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием: оправданностью их целевой установки, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом  для преодоления дефекта у  ребёнка. Положительный результат  также достигается благодаря  большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции. У ребёнка эти  возможности выше, чем у взрослых, и утраченная функция восстанавливается  быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных  условий развития, воспитания и обучения. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает  фиксацию навыка патологического голосоведения  и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

 

Список литературы

1. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса.– М., 2008.

2. Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе.– М., 2008.

3. Богомильский Р. Д. Опыт работы детского сурдологопедического стационара. Сб. «Проблемы оториноларингологии детского возраста».– М., 2010.

4. Вербовая Н.П., Головина О. М., УрноваВ.В. Искусство речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений.– М., 2011.

5. Вознесенская И. А. Папилломы гортани. М., Медгиз, 1953. Воронина Е, М. Лечение спастической афонии и дисфонии при помощи ортофонического метода.– М., 2007.

6. Кузьмина Н.И. Воспитание речи  у детей с моторной алалией.- М., 2009.

7. Правдина О.В.Логопедия.- М., 2010.

8. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем.- М., 2011.

9. Рождественская В.П. Воспитание  правильной речи у детей дошкольного  возраста.- М., 2011.

  10. Фомичева Т.Б.  Воспитание  у детей правильного произношения. -М., 2009.

10. Хватцев М.Е.Логопедия. - М., 2011.

11. Чиркина Г.В. Дети с нарушением  артикуляционного аппарата.- М., 2010.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методики коррекции нарушения голоса