Методологические основы истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

Каждый человек знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно либо трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Иногда психологом могут называть писателя, судью или просто того человека, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В данном случае , говоря «психолог», подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии или обучался по данной специальности), т.е. мы делаем выводы основываясь на бытовых представлениях о психике.

Содержание работы

Введение 2
Характеристика предметной области истории психологии 3
Задачи и функции истории психологии 5
Методологические основы истории психологии. Методы историко – психологического исследования 6
Принципы историко – психологического исследования 7
Источники изучения истории психологии 9
Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

METODOLOGIYa.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Характеристика  предметной области истории психологии 3

Задачи и  функции истории психологии 5

Методологические  основы истории психологии. Методы историко – психологического исследования 6

Принципы  историко – психологического исследования 7

Источники изучения истории психологии 9

Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии 9

Заключение 11

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

Введение

Каждый человек знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно либо трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда психологом могут  называть писателя, судью или  просто того человека, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В данном случае , говоря «психолог», подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии или обучался по данной специальности), т.е. мы делаем выводы основываясь на бытовых представлениях о психике.

Но нам следует отличать житейскую мудрость  от научного знания. Как раз, благодаря ему, люди смогли совершить важнейшие открытия в области физики и математики, полететь в космос, изобрести различные технические устройства и многое другое. И совершенно не случайно научная психология стоит в одном ряду с приведенными выше фундаментальными дисциплинами. Она взаимодействует с ними, однако ее предмет намного сложнее, потому что сложнее человеческой психики нет ничего в пределах изученной нами Вселенной.

Та или иная идея научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации человека, динамики его внутренней жизни. За идеями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа многих ученных. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

 В данной работе  мы попытаемся  вкратце осветить  методологические аспекты истории  психологии: ее  объект, предмет,  задачи, ее методы изучения, а  также ее междисциплинарные связи  и место в системе психологии. 

Характеристика  предметной области истории психологии

Появление психологических  знаний по времени сопоставимо с  рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки  ответить на извечные, волнующие человека вопросы,  которые касаются  его  возможностей, а также ограничений  во взаимодействии с действительностью, места в окружающем мире. Результатом  подобных размышлений является возникновение  психологического познания, формирование которого уходит своими корнями в  ранние этапы человеческой истории  и продолжает сопровождать и все  дальнейшее его развитие, включая  настоящее время.

Само понятие психологическое  познание представляет собой знание человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности. Развитие психологического знания проходит объективно,  в силу его реальной функции в жизнедеятельности  человека, в его эволюционном становлении.

Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека на разных этапах культурной эволюции человечества составляет объект истории психологии.

Попытки осмыслить процесс  психологического познания, описать  его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений  и течений, категорий и понятий), а также закономерности и этапы  развития составляют предмет истории психологии  (Хрестоматия 1.1).

Сложность и многоаспектность психологического познания как объекта  исследования обусловливают различные  определения предмета истории психологии. В их основе - выделенные и акцентируемые  теми или иными авторами стороны  или аспекты единого объекта  историко-психологического анализа.

Недостаточная познание в области методологических проблем в истории психологии, и ее принадлежность к науковедческим дисциплинам объясняют возможность или даже необходимость при рассмотрении данного вопроса выходить за рамки самой истории психологии в область науковедения. В конечном итоге в наиболее общем виде представляется возможным выделить три основных подхода в определении предмета истории абсолютно любой науки (включая психологию) (Хрестоматия 1.2).

Первый подход как основу изучения берет результат психологического познания, его внутреннее содержание  (его строение, структуру, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития знания), рассматривая его как существующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса. Данный подход, делая акцент  в основном на внутренней, логической стороне, может быть назван логико-научным подходом в истории науки. В науковедении  данный вид исследования представлен работами Т. Куна, К. Поппера и их последователей, обосновавших логические концепции роста научного знания как процесса исторического, но обусловленного в своем развитии внутринаучными факторами. Так, И. Лакатос, подчеркивает, что наука является автономной системой, что "внутренняя история" науки первична, а "внешняя история" - вторична и не имеет "существенного значения" для ее понимания (Лакатос И., 1978. С. 203). Под внешней историей имеются в виду все другие формы деятельности человека, не влияющие, по мнению Лакатоса, на существенные характеристики науки, а лишь создающие тот или иной фон для ее развития.

Данную позицию также  разделяет А.Р. Холл, полагающий, что  анализ науки в контексте социально-экономических  условий малопродуктивен, т.к. указанные  аспекты для нее безучастны (Hall A.P., 1968). Наука, являясь специфической  деятельностью по теоретическому отображению  действительности, по его мнению, независима и автономна по отношению к  действительности.

А. Койре полагает, что  движение науки носит субстанциональный  характер и не нуждается в обосновании  извне, оно может быть понято на основе "интеллектуальных мутаций". В  сознании человека и в общественной мысли он видит, по сути, основную причину  и источник "интеллектуальных мутаций". Соответственно главное внимание Койре  предлагает направить на внутреннюю историю науки: "Я не собираюсь  приводить... соображения о причинах, вызывающих духовную революцию 16 века... достаточно описать... духовную или  интеллектуальную установку новой  науки..." (Койре А., 1985. С. 130).

В российской науке указанная  стратегия в понимании предмета истории психологии конкретно не представлена. Это объясняется общей социальной ориентацией нашей науки и утвердившейся концепцией социальной природы познания как важнейшего принципа марксистской гносеологии (Мамчур Е.А., 1987. С. 4).

Во втором подходе к определению предмета истории науки акцент делается на внешней истории развития научного знания и попытке вывести из нее и описать на ее основе внутринаучные закономерности. Данный подход получил название экстернальный. На этой основе возникает специальная область науковедения - социальная история науки. История науки рассматривается здесь в социальном контексте, в связи с развитием организационных и социальных условий. Эффективность данного подхода состоит в том, что он выявляет значимые факторы нахождения научного знания в системе наук, отвечая на вопрос "почему наука в определенных социально-исторических и культурных условиях приобретает конкретно-исторические формы". Это отражает одну из существенных характеристик науки - ее социальную природу как компонента общественной структуры и как результата совокупности коллективных усилий.

Являются ли социальные факторы  условиями, предпосылками развития научного знания, либо они рассматриваются  в качестве "механизмов" его  развития, "движущих сил", определяющих непосредственно внутреннюю логику развития науки (Мамчур Е.А., 1987. С. 5). Вопрос этот остается активно обсуждаемым. Но при этом достаточно очевидно, что в последние годы на фоне идеологических и политических изменений, происходящих в российском обществе, и возникающим в связи с этим стремлением переосмыслить свою историю и освободиться от старых, отживших установок и стереотипов, все больше начинают господствовать"социально-ориентированные" исследования в области истории психологии, активно развивается социальная история науки.

Представители третьего подхода в изучении истории психологии акцентируют внимание на ее персонально - личностных аспектах. В качестве главного двигателя научного прогресса и главного предмета рассмотрения выступает личность и творческий путь какого-либо ученого, его научные идеи, взгляды, концепции и подходы.

Следовательно, история науки, по содержанию, становится историей деятелей науки (будь то отдельный ученый, или  группа ученых, или их объединение).  Этот подход не лишен основания. Данное утверждение подчеркивает М.Г. Ярошевский, "новая идея не может зародиться нигде, кроме "психологической среды" конкретного индивида" (Ярошевский М.Г., 1973. С. 178), а в связи с этим несет в себе отпечатки индивидуальности создавшего ее ученого, его научные и социальные ориентации, систему его приоритетов, установок и ценностей.

Обоснование определения  предмета истории психологии предполагает описание специфики рассматриваемой  предметной области:

           1. История психологии представляет  собой отражение процесса становления  и развития психологического  познания, т.е. является отражением  второго порядка - отражением  отраженного. Она исследует не  саму психическую реальность, а  представления о ней, складывающиеся  на разных этапах истории. Этим  обусловлена необходимость четкого  разведения объективного и субъективного  взгляда на исследуемые процессы.

           2. Познание в любой области  - диалектический процесс, подразумевающий  преобразование, накопление знания, научной фактологии и углубление  ее теоретического осмысления и т.д. История психологии, отражая реальную диалектику психологического познания,  сама является диалектической научной дисциплиной. (Хрестоматия. 1.3).

           3. Предметная область истории  психологии складывается на стыке  и пересечении с рядом научных  отраслей. По своему объекту история  психологии относится к разряду  психологических дисциплин, входит  в структуру общей психологии. По методу - принадлежит к историческим  наукам. Носителем научной фактологии  в области истории психологии  являются исторические источники  и поэтому история психологии  тесно связана с источниковедением.  Как область знания, занимающаяся  изучением развития научного  знания в отдельной отрасли  знания, история психологии является  разделом науковедения.  Определяя  статус и место истории психологии  в системе наук, М.Г. Ярошевский  пишет, что психологическое познание "имеет своим объектом реальность, своеобразие которой в том,  что она укоренена в различных  системах биологических и социальных  отношений. Психическая регуляция  поведения неотделима от физиологической. Поэтому каждый крупный успех в исследовании мозга, нервной системы, органов чувств стимулирует продвижение психологической мысли к новым рубежам. Столь же органична и связь психического с социальным" (Ярошевский М.Г., 1974. С. 7).

           4. В итоге, учитывая все вышесказанное,  мы можем определить историю  психологии как объект исследования  в качестве системного образования,  включающего множество аспектов, иерархическую структуру, сложную,  разноуровневую систему детерминант.

Для описания сложноорганизованных объектов используется системная методология, предполагающая их всестороннее рассмотрение. С этой точки зрения предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:

    • самого научного знания (его структуры, логико-научных, содержательных аспектов) - логико-научный аспект;
    • процесса формирования научных идей и представлений в области истории психологии - процессуальный аспект;
    • социально-культурных и организационных условий и предпосылок психологического познания – социокультурный аспект;
    • носителя, субъекта психологического познания (коллективного и индивидуального) – персонально - личностный аспект.

Задачи и функции  истории психологии

Имеется определенная последовательность в смене основных "формаций" научного мышления: так, каждая "формация" определяет типичную для данной эпохи  картину психической жизни. (Ярошевский М.Г., 1996) Изучением закономерностей  данной смены и занимается история  психологии. Отсюда следует ее первая задача: изучение закономерностей развития знаний о психике. Вторая задача –  раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками. Третья задача – выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от запросов общества. И четвертая задача – изучение роли личности, ее индивидуального  пути в становлении самой науки.

Основными функциями истории  психологии являются: сбор, систематизация, обработка и обобщение психологических  идей прошлого и настоящего, установление их источников; выявление закономерностей  развития психологического знания, а  также прогнозирование на их основе возможных путей эволюции.

 

 

Методологические  основы истории психологии. Методы историко-психологического исследования

 

В структуре методологии  любой науки важное место занимают методы организации исследований, сбора  и интерпретации теоретических  и эмпирических данных. Все методы историко-психологического исследования предназначены для получения  и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции структурных  компонентов истории психологии в единую общенаучную картину  развития психологического познания.

Информация о работе Методологические основы истории психологии