Методологические основы истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

Каждый человек знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно либо трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Иногда психологом могут называть писателя, судью или просто того человека, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В данном случае , говоря «психолог», подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии или обучался по данной специальности), т.е. мы делаем выводы основываясь на бытовых представлениях о психике.

Содержание работы

Введение 2
Характеристика предметной области истории психологии 3
Задачи и функции истории психологии 5
Методологические основы истории психологии. Методы историко – психологического исследования 6
Принципы историко – психологического исследования 7
Источники изучения истории психологии 9
Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

METODOLOGIYa.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Условно можно выделить следующие  самостоятельные методы историко-психологического исследования (Современная психология, ч. 4, 2002):

  • методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический;
  • методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;
  • метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ;
  • метод библиометрического анализа, тематический анализ;
  • метод источниковедческого анализа;
  • биографический метод;
  • метод интервью

При этом нужно помнить, что  каждый из указанных методов в  реальном исследовании конкретизируется в виде совокупности частных методик , а также имеет сферу своего преимущественного использования.

Так, структурно-аналитический метод предполагает в качестве задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней, а также их взаимосвязей.

Сравнительно-сопоставительный метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Пример использования этого метода мы находим в одном из разделов монографии Б.Г. Ананьева "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков" (1947).

Генетический  метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования.

Методы сбора  и интерпретации фактологических  данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии.

Метод анализа  категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. (Ткаченко А.Н., 1974; Ярошевский М.Г., 1973 и др.).

Метод анализа  продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные.

В основе метода исторической реконструкции лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. (Современная психология..., 1993)

Проблемологический  анализ опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.

Метод источниковедческого  анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований.

Тематический  анализ состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы.

Библиометрический метод в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик.

Биографический  метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников.

Характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду, что в конкретной работе чаще всего используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.

 

Принципы историко-психологического исследования

Важным элементом методологии  любой науки, в том числе и  истории психологии, является система  методологических принципов, каждый из которых выступает в виде кратко сформулированной теории, не только обобщающей исторический опыт развития данной области  знания и отражающей ее основные законы и закономерности, но также составляющей исходное требование для дальнейших исследований. История психологии как  одна из базовых отраслей психологии опирается на ряд общефилософских  и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим  исследованиям приобретают специфическое  звучание и формулировку, выступая как частно - психологические принципы истории психологии. Ниже приведены  эти принципы:

1. Принцип детерминизма фиксирует понимание учеными способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. Опираясь на данный принцип, можно сказать, что в основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий, но мы не должны забывать про системный характер этих причинно-следственных зависимостей, что позволяет понимать смену детерминант развития психологии в разные хронологические периоды. Задача исследователя, в соответствии с этим принципом, состоит: в раскрытии совокупности и иерархической структуры этих причин, обусловивших путь к современности, а также в установлении закономерной связи между прошлым, настоящим и будущим.

2. Принцип единства логического и исторического отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных причин в ходе реального процесса исторического развития психологии, т.е. данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии, что предполагает изучение отношения содержательного аспекта объекта историко-психологического исследования с анализом процесса его развития, а также выявление связи познания данного объекта с историей человеческого общества в целом и историей научного познания в частности. В соответствии с данным принципом, требуется, как отмечает Е.А. Будилова, "в сложной и конкретной исторической действительности найти основную логическую нить развития науки, которая выражает закономерность этого развития" (Категории материалистической..., 1988. С. 234).

3. Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого, многокачественного, многомерного и многообразного по своим проявлениям процесса. Реализация данного принципа требует изучения истории психологического знания в различных аспектах: "во-первых, в тех исторических конкретных условиях, в которых наука включалась в общественную жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических связях, в которых строились психологические знания каждого исторического этапа, с одной стороны, и в том соотношении, в котором они находятся в современной психологической науке, - с другой" (Категории материалистической..., 1988. С. 233).

4. Принцип объективности  историко-психологического исследования определяет позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту. Данный принцип предполагает, что при оценке значимости тех или иных идей и результатов творчества, необходимо исходить не только из современного состояния знания, на которое опирается и от которого отталкивается исследователь, но и учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени.

5. Принцип конструктивно-позитивного  анализа акцентирует свое внимание на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода, а также ориентируется на поиск рационального и перспективного.

6. Принцип периодизации  и преемственности развития психологического  знания предполагает наличие качественно различных этапов и периодов динамике единого и непрерывного процесса научного познания. Следуя данному принципу, историк психологии должен  выделить ключевые, наиболее значимые вехи и моменты этого процесса, описать историческую и логическую специфику выделенных ступеней развития знания, а также показать их эволюционную взаимосвязь.

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Этот принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, а также с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет определить проблемную область будущих исследований и начинает носить не только познавательный интерес, но и установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания.

8. Принцип единства  коллективного и индивидуального  творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных ученых, но как совместного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории.

 

 

Источники изучения истории психологии

Источниками изучения истории  психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс  накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в  которых исследуются психологические  проблемы.

Важным источником развития психологических знаний является общественная практика — медицина, обучение и  воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К  настоящему времени наиболее освоенной  психологами областью оказалась  медицина, особенно психиатрия. Е. А. Будилова (Социально-психологические проблемы в русской науке, 1983) проанализировала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского географического общества, этнографические сборники, труды психиатров, журналы и другие источники и показала становление социально-психологических проблем в русской науке XIX в. Интересные результаты по изысканию и анализу источников, содержащих психологические знания о труде и субъекте труда, получила О. Г. Носкова (Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX — начала XX вв.: Канд. Дисс., 1986).

Источником психологических  знаний являются также другие науки  — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. (Ждан А.Н., История  психологии: учебник, 1990)

 

Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии

Заслуживает специального внимания и выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного  влияния психологии и других наук в ходе их развития.

Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией  в психологии на строй философских  систем XVIII-X1X в., или, например, влияние  на современные философские течения  идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощутимым было влияние психологии и  на развитие конкретных наук, а также  не стоит забывать, что успехи педагогики непосредственно зависят от достижений в области психологии. В частности, педагогические идеи К.Д. Ушинского  были тесно связаны с развитием  современной ему психологии.

Медицина, естественные науки, особенно такие их разделы как  анатомия, физиология, психиатрия и  др. также принимали на вооружение отдельные психологические идеи и принципы. Например, общая идея о локализации психических функций  проникла в анатомию и физиологию из психологических воззрений Демокрита  и Платона. Предложенная Ф. Пинелем  классификация душевных болезней имела  психологические основания.

Вместе с тем психология сама испытывала влияние со стороны  других областей знаний, и ее исторические судьбы во многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук, включая философию, отдельные  отрасли естествознания и медицины.

К настоящему времени сложилось  более 100 специальных и прикладных отраслей психологии. Их образование  является примером современных форм взаимных контактов психологии с  комплексом философских, социальных, естественных и технических наук.

История психологии имеет  большое значение и для развития самой психологической науки, являясь  ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

История психологии в известном  смысле - это логическая память науки  и в этой своей кумулятивной функции, т.е. функции сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний, она учит научной осторожности, строгости, предостерегает от прошлых ошибок и  повторных открытий. Однако здесь  следует иметь в виду, что история  психологии не есть простое хранилище, в котором собраны и механически  объединены научные сведения, она  всегда есть логическое преобразование, реконструкция, и в этом смысле история  психологии есть единство логического  и исторического.

 

Заключение

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах  и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания. Основная задача методологии науки заключается в создании системы строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм изучения научного познания. История психологии не является исключением.

Как и в любой науке  в истории психологии существует своя стройная система методов и  принципов историко – психологического исследования. Выбор конкретного  метода исследования будет зависеть от тематики выполняемой работы. На протяжении всего выполнения историко – психологического исследования используются не одиночные методы и приемы, а их лаконичная и взаимодополняющая совокупность.

Информация о работе Методологические основы истории психологии