Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:20, реферат
Каждый человек знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно либо трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Иногда психологом могут называть писателя, судью или просто того человека, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В данном случае , говоря «психолог», подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии или обучался по данной специальности), т.е. мы делаем выводы основываясь на бытовых представлениях о психике.
Введение 2
Характеристика предметной области истории психологии 3
Задачи и функции истории психологии 5
Методологические основы истории психологии. Методы историко – психологического исследования 6
Принципы историко – психологического исследования 7
Источники изучения истории психологии 9
Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Условно можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования (Современная психология, ч. 4, 2002):
При этом нужно помнить, что каждый из указанных методов в реальном исследовании конкретизируется в виде совокупности частных методик , а также имеет сферу своего преимущественного использования.
Так, структурно-аналитический метод предполагает в качестве задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление его структурных элементов и иерархических уровней, а также их взаимосвязей.
Сравнительно-сопоставительный метод направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Пример использования этого метода мы находим в одном из разделов монографии Б.Г. Ананьева "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков" (1947).
Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования.
Методы сбора
и интерпретации
Метод анализа
категориально-понятийного
Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные.
В основе метода исторической реконструкции лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. (Современная психология..., 1993)
Проблемологический анализ опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.
Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований.
Тематический анализ состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы.
Библиометрический метод в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик.
Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников.
Характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду, что в конкретной работе чаще всего используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.
Принципы историко-
Важным элементом методологии
любой науки, в том числе и
истории психологии, является система
методологических принципов, каждый из
которых выступает в виде кратко
сформулированной теории, не только обобщающей
исторический опыт развития данной области
знания и отражающей ее основные законы
и закономерности, но также составляющей
исходное требование для дальнейших
исследований. История психологии как
одна из базовых отраслей психологии
опирается на ряд общефилософских
и общепсихологических
1. Принцип детерминизма фиксирует понимание учеными способов объяснения процесса становления и развития психологического познания. Опираясь на данный принцип, можно сказать, что в основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий, но мы не должны забывать про системный характер этих причинно-следственных зависимостей, что позволяет понимать смену детерминант развития психологии в разные хронологические периоды. Задача исследователя, в соответствии с этим принципом, состоит: в раскрытии совокупности и иерархической структуры этих причин, обусловивших путь к современности, а также в установлении закономерной связи между прошлым, настоящим и будущим.
2. Принцип единства логического и исторического отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных причин в ходе реального процесса исторического развития психологии, т.е. данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии, что предполагает изучение отношения содержательного аспекта объекта историко-психологического исследования с анализом процесса его развития, а также выявление связи познания данного объекта с историей человеческого общества в целом и историей научного познания в частности. В соответствии с данным принципом, требуется, как отмечает Е.А. Будилова, "в сложной и конкретной исторической действительности найти основную логическую нить развития науки, которая выражает закономерность этого развития" (Категории материалистической..., 1988. С. 234).
3. Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого, многокачественного, многомерного и многообразного по своим проявлениям процесса. Реализация данного принципа требует изучения истории психологического знания в различных аспектах: "во-первых, в тех исторических конкретных условиях, в которых наука включалась в общественную жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических связях, в которых строились психологические знания каждого исторического этапа, с одной стороны, и в том соотношении, в котором они находятся в современной психологической науке, - с другой" (Категории материалистической..., 1988. С. 233).
4. Принцип объективности
историко-психологического
5. Принцип конструктивно-
6. Принцип периодизации
и преемственности развития
7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Этот принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, а также с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет определить проблемную область будущих исследований и начинает носить не только познавательный интерес, но и установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания.
8. Принцип единства
коллективного и
Источники изучения истории психологии
Источниками изучения истории
психологии являются все материалы,
которые отражают исторический процесс
накопления психологических знаний,
и прежде всего труды психологов
прошлого, а также философов, в
которых исследуются
Важным источником развития психологических знаний является общественная практика — медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Е. А. Будилова (Социально-психологические проблемы в русской науке, 1983) проанализировала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского географического общества, этнографические сборники, труды психиатров, журналы и другие источники и показала становление социально-психологических проблем в русской науке XIX в. Интересные результаты по изысканию и анализу источников, содержащих психологические знания о труде и субъекте труда, получила О. Г. Носкова (Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX — начала XX вв.: Канд. Дисс., 1986).
Источником психологических знаний являются также другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. (Ждан А.Н., История психологии: учебник, 1990)
Междисциплинарные связи истории психологии, и ее место в системе психологии
Заслуживает специального внимания
и выполняемая историей психологии
функция междисциплинарных
Общеизвестно огромное влияние,
оказанное ассоциативной
Медицина, естественные науки,
особенно такие их разделы как
анатомия, физиология, психиатрия и
др. также принимали на вооружение
отдельные психологические идеи
и принципы. Например, общая идея
о локализации психических
Вместе с тем психология сама испытывала влияние со стороны других областей знаний, и ее исторические судьбы во многих отношениях определялись состоянием и уровнем развития ряда наук, включая философию, отдельные отрасли естествознания и медицины.
К настоящему времени сложилось более 100 специальных и прикладных отраслей психологии. Их образование является примером современных форм взаимных контактов психологии с комплексом философских, социальных, естественных и технических наук.
История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.
История психологии в известном
смысле - это логическая память науки
и в этой своей кумулятивной функции,
т.е. функции сохранения, сбережения
и обогащения психологических знаний,
она учит научной осторожности, строгости,
предостерегает от прошлых ошибок и
повторных открытий. Однако здесь
следует иметь в виду, что история
психологии не есть простое хранилище,
в котором собраны и
Заключение
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания. Основная задача методологии науки заключается в создании системы строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм изучения научного познания. История психологии не является исключением.
Как и в любой науке в истории психологии существует своя стройная система методов и принципов историко – психологического исследования. Выбор конкретного метода исследования будет зависеть от тематики выполняемой работы. На протяжении всего выполнения историко – психологического исследования используются не одиночные методы и приемы, а их лаконичная и взаимодополняющая совокупность.
Информация о работе Методологические основы истории психологии