Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 12:10, реферат
Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Развитие когнитивной психологии началось с исследования иконической памяти Дж. Сперлингом. Несмотря на длительные и не оконченные до сего времени споры о механизмах "иконы", сам факт ее существования не вызывает сомнения. Методический прием частичного воспроизведения по послестимульной инструкции показал, что объем хранения в три-четыре раза превышает объем воспроизведения, по которому в течение более столетия судили об объеме восприятия, внимания, кратковременной памяти. Исследование Сперлинга — это не проектирование некоторой новой функции (новообразования, артефакта, артеакта и т.д.), как это было, например, в исследовании А.Н. Леонтьева и А.В.Запорожца по формированию у испытуемых способности к цветоразличению кожей ладони. Это - выявление ранее неизвестных возможностей нашей памяти. Аналогичным образом, обнаружена скорость сканирования буквенного и цифрового материала, равная 100-120 символов в секунду. Главнейшим достижением когнитивной психологии является создание своего рода зондов, с помощью которых возможно прощупывание не данных наблюдению и самонаблюдению внутренних форм психической деятельности. После такого прощупывания строятся гипотезы о внутреннем образе ее структуры или модели когнитивных актов, которые затем вновь проверяются, а затем строятся новые модели. Экспериментирование в когнитивной психологии приобрело "индустриальный" характер. Осознанно или неосознанно, но когнитивная психология пошла не по пути микроскопии неподвижных пространственных архитектур, а по пути микроскопии времени, микроскопии "хронотопа".
Таким образом, когнитивная психология уже вошла в тело психологии, и никакое другое психологическое направление не может игнорировать ее достижения. Иное дело - объяснительные схемы, которые в психологической науке всегда недостаточны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когнитивная психология перестала быть чисто американским явлением. Ее идеи и методы распространяются по всему миру и, взаимодействуя с другими национальными традициями, дают новые всходы. Так, микроструктурный и микродинамический анализ действия, разрабатываемый в нашей стране, явился результатом симбиоза физиологии активности, деятельностной и когнитивной парадигм при изучении двигательных навыков. Благодаря этому микро- и макроструктура действия стали рассматриваться не как отдельные сущности, исследование которых требует принципиальной разных и несовместимых подходов, но как атрибуты единого целого, образующего суть интрапсихического. Когнитивная психология видоизменяется и развивается под влиянием европейских идей. Конечно, во встречном движении американских и европейских традиций не все просто и гладко. Расширение предметной области когнитивной психологии (она уже вышла на проблемы искусственного интеллекта) рано или поздно приведет к вопросу об адекватности информационного подхода для изучения взаимодействия микро- и макроструктур. По-видимому, здесь следует говорить не столько о неприменимости информационного подхода вообще, сколько о границах его действия (полномочиях) на территории психического. В данное время когнитивная психология тверже стоит на своей методологической платформе, что обусловлено быстрым развитием компьютерных технологий и появлением новых теоретических исследований в области психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — М.Академия, 2009. — 448 с.
2. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 1982. — 336 с.
3. Зинченко, В.П., Смирнов, С. Д. Методологические вопросы психологии. — М.: МГУ, 1983. — 165 с.
4. Зинченко,
В.П., Назаров, А.И. Когнитивная психология
в контексте психологии. Режим доступа
на 06.11.11 http://www.psychology-online.
5. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2009. — 589 с.
6. Корнилова,
Т.В., Смирнов,
С.Д. Методологические основы психологии
СПб.: Питер, 2008.
- 320 с.
7. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах Том I. /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - 457 с.
8.Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. - М.: МГУ, 1994. - 320 с.
9. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: МОДЭК, 2009, - 224 c.
10. Маланов, С. В. Метологические и теоретические основы психологии. -М.- Воронеж, 2010. - 318 c.
Информация о работе Методологические основы когнитивной психологии