Методологические проблемы психологии: психосоциальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:10, реферат

Описание работы

Исследование «специфической сложности психического развития как системы, включающей разные по происхождению компоненты, разные типы развития и имеющей разноуровневую, иерархическую организацию», невозможно, таким образом, без использования в его изучении, как общенаучной системной методологии, так и конкретно – научной логики исторического и системного анализа.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методологические проблемы психологии
1.1 Психосоциальная проблема.
Глава 2. Принцип субъекта в отечественной психологии
2.1 Принцип субъекта. Интеграция психологии на основе одной категории.
2.3 Определение качеств личности как субъекта.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

И только тогда, когда нами было доказано, что личность становится субъектом этого специфического по способу своей организации, пропорционального, релевантного ее психическим, природным, социальным и временным особенностям процесса жизни, качество которого зависит от способности использования ею своих природных, психических возможностей и превращения последних в сознательные, деятельностные, интегральные жизненные способности, реализуя их в объективных, содействующих и препятствующих ей условиях, она может быть признана системообразующей предмета психологии. Это не отрицает включения в ее предмет и социальной, и этнической психологии, что задает значительно более сложные и сложносоч-лененные системы исследования, сохраняющие, однако, свою субъект-но-личностную ориентацию.

Однако утверждение, что  личность является Объектом Психологии нуждается в дополнительном обосновании: создается впечатление, что определение объекта осуществляется, как бы минуя Предмет Науки, всю историю ее познания. Обычно представляется, что мы можем знать об объекте только то, что выявлено в исследованиях, что воплотилось в соответствующих знаниях о предмете. Иначе создается впечатление, что мы вместо указания на объект как Нечто, безусловно существующее, но еще не познанное, определяем чуть ли не самую его Сущность. Ответом на это соображение может служить, в свою очередь, вся история психологии, которая показывает, что на основе расплывчатых представлений об объекте (как некоторой абстракции психического) и неопределенных понятий «связи» психического, мы можем в исследовании двигаться в совершенно ложном или одностороннем направлении, не имея четких ориентиров для выдвижения гипотез о его сущности. Определение последней дает методология на основе философских представлений и науковедческих принципов, что позволяет сформулировать характеристики качественной специфичности изучаемого объекта, его существенных связей и одновременно раскрыть последовательность, направления и способы их изучения, соответствующие представлению о целостности и Многопара-метральности Объекта (Иванова, Олейник, 1984; Кольцова, Олейник, 1999; Кольцова, 2000). В этом и заключается не псевдоабстрактная, не идеологизированная, а реальная, конструктивная функция методологии. Философские положения, превращенные в методологические, определенным образом связанные, Иерархизированные, упорядоченные в своей последовательности принципы, конечно, опираются на уже сложившиеся в науке представления о предмете. Но они вбирают в себя и адекватные, и неадекватные результаты познания, корректируя последние операциональным способом.

Итак, становясь субъектом, личность выступает в Новом качестве. Новое качество — это одновременно и Новый уровень и Новые способности, уже не только психические, а личностные и Жизненные. Последние дают ей ряд новых возможностей и преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Определение качеств личности как субъекта.

Принцип субъекта распространяется на исследования многих областей и направлений психологии, но, в первую очередь, он предполагает определение качеств личности как субъекта и раскрытие его основных критериев. Можно указать по крайней мере пять Критериев. Первый: личность выступает в качестве субъекта как организатор, координатор, регулятор.

Объективных жизненных форм и отношений, способный их строить и изменять. В качестве субъекта она интегрирует и оптимально организует жизненные этапы, их последовательность, соотнесенную с жизненными целями, решаемые на каждом из них задачи и проблемы, соотносительные со смыслом жизни. В ходе жизни она размещает и смысловым образом связывает деятельность, познание, общение, последовательность которых ранее представлялась раз и навсегда определенной (Абульханова, 1991). Второй Критерий личности как субъекта связан с противоречием, обнаруженным Фрейдом и Марксом, между возможностями, способностями, индивидуальными особенностями и притязаниями личности, с одной стороны, и нормативными требованиями, обращенными к ней, не совпадающими с ее индивидуальностью,— с другой. Личность как субъект обладает способностью вырабатывать свои способы решения постоянно возобновляющихся противоречий, носящих конкретный, разнообразный характер, возникающих из глобального противоречия. Она структурирует жизненные противоречия в формах жизненных задач и проблем. Этот критерий позволяет выявить, Как и в какой мере Личность становится субъектом, разрешая противоречия между системой целей, ценностей, притязаний, способностей и системами труда, общения, самой жизни с ее обстоятельствами, ситуациями, порождающими эти противоречия. Последние, в свою очередь, могут вызывать противоречия в системе внутренней организации личности — между целями, желаниями и возможностями их достижения в данных обстоятельствах и т. д. (Абульханова, 1977).

Третий Критерий личности как субъекта заключается в способности, минимизируя внутренние противоречия, целенаправленно и оптимально использовать свои психические, личностные, профессиональные и др. возможности и Опыт как Способы Решения жизненных задач и проблем (Абульханова, 1997; 2001; Татенко, 1996). Она превращает свои наличные возможности в «технологические», операциональные способы решения, отвечающие на вопрос: Как Осуществлять решение? Личность не просто обладает восприятием, мышлением, памятью и не только способна видеть, думать, помнить, она определяет, Как Надо смотреть, Как Думать, Как И зачем вспоминать, чтобы решить определенную жизненно-практическую задачу. В этом проявляется ее «мета»-личностное качество субъекта.

Четвертый Критерий определения личности как субъекта связан с предложенным Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном определением индивидуальности как Высшего уровня Развития личности (Ананьев, 2000; Рубинштейн, 1957). В понимании личности как субъекта жизни заложена трактовка развития как Восходящего Процесса, отвечающего ее потребности в самореализации, самоактуализации (А. Маслоу), оптимальности, свободе (М. Хайдег-гер). Субъект — это направленность личности на самосовершенствование: в высшем смысле — на достижение Идеала, в жизненном смысле — стремление к Лучшему; эта интенция личности в немецкой психологии включена в понятие Качества жизни (Дильтей, 1996), в акмеологии — в понятие Оптимизации (Деркач, 1998), в философии — Идеала. Развитие личности, как известно, осуществляется по двум направлениям — Прогресса и регресса (Анцыферова, 1997). Мы предполагаем, что развитие личности в прогрессивном направлении может, в свою очередь, осуществляться двумя способами, первый из которых достаточно известен, изучен, а второй предполагает Умножение Всех жизненных способностей личности, что дает ей возможность перехода на качественно новый уровень (ступень) развития. Совершенствование личности как индивидуальности не противоречит ее приобщению к общечеловеческим ценностям, достижениям развития всего человечества. Напротив, как индивидуальность личность приобретает способность творчески присваивать богатство человеческой культуры и вносить в него свой собственный вклад (Рубинштейн, 1997).

Пятый Критерий предполагает совершенствование личности, связанное с достижением Подлинности своей жизни. Не подлинность Жизни в философском выражении — отчуждение личности от всех возможностей и всего богатства жизнедеятельности человека (Э. Фромм), в психологическом смысле — отсутствие полноты Проживания И Переживания Жизни, неспособность прожить Свою собственную Жизнь, отвечающую своей индивидуальности или по крайней мере своему типу личности. Подлинность Жизни проявляется в жизненной Стратегии, отвечающей смыслу жизни данного человека. Построение личностью своей стратегии жизни осуществляется путем ее обобщения, выделения самых значимых жизненных принципов и способов их реализации. Последнее предполагает преодоление противоречий, препятствий, трудностей на пути реализации этих принципов и осознание «цены» разрешения этих противоречий. Собственно стратегия — это приведение в соответствие своего способа жизни своей индивидуальности, своему типу. На уровне сознания субъекта жизненная стратегия воплощается в Я-концепции. Наличие Я-концепции дает возможность личности осознать себя как субъекта, отнестись к себе как к источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, выявить в себе новые стремления и силы, взять на себя ответственность за реализацию устремлений «ближних» и «дальних», за то, чтобы прожить «свою жизнь достойно» (Абульхано-ва, 1991).

Совокупность этих критериев  составляет Теоретико-методологический Принцип субъекта, который позволяет выявить, становится ли личность, в какой мере, по какому критерию субъектом. Эти критерии позволяют построить типологические модели Реальных Личностей по особенностям и мере их качеств как субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Методологические принципы психологии, как уже отмечалось, и не только служат соотнесению теории, знаний и эмпирического исследования, не только являются ориентирами для выбора стратегии всего исследования, проверки и подтверждения гипотез. Они, как показано, содействуют установлению самых различных соотношений предмета и объекта познания, выполняя тем самым не только науковедческую, но и научно-практическую роль.

Поскольку, как известно, в методологии науки в рамках старого знания новое не понимаемо и необъяснимо (М. Малкей, М. Пола-ни). Противоречивость состояния современной психологии, которое характеризуется как ее кризис (Hyden, 1989; 1988), на самом деле связана с распространением нового методологического принципа субъекта, новой субъектной парадигмы. Ее особенность заключается не только в том, что на ее основе оказалось возможным увидеть новые проблемы, по-новому поставить известные и даже решить целый ряд проблем психологической науки, но и в той степени проблемности, перспективности, которую она имплицитно содержит в себе для будущих исследований, для открытия новых направлений развития психологической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

Абульханова К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.

Абульханова К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

Абульханова К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.. М., 2000.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997. С. 208–268.

Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб., 2003.

Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М., 1982. Т. 1. С. 291–436.

Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических процессов в современном обществе.//Вопросы психологии, № 2, 2007.

Ильин В.А. Идентичность и общество: проблема взаимосвязи детской и институциональной витальностей с точки зрения психосоциальной концепции развития.// Социальная политика и социология, 2009, № 1. 1 п.л.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

Рубинштейн С. Л. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 10–60.


Информация о работе Методологические проблемы психологии: психосоциальная проблема