Методы активизации поиска решения творческих задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники.

Содержание работы

Введение.
Понятие «эвристика» и «эвристический метод».
Характеристика эвристического метода.
Специфика метода «мозговой атаки».
Исследовательский сценарий метода «мозговой атаки».

Заключение.

Файлы: 1 файл

креативные технологии.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

4) Метод многомерных  матриц.

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического  ящика» или метод «морфологического  анализа».

Исходная идея метода многомерных  матриц в решении творческих задач  заключается в следующем. Поскольку  новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных  элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Достоинство: он позволяет  решить сложные творческие задачи и  найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней  трудности в матрице могут  оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается  затруднительным.

5) Метод свободных  ассоциаций.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи  между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая  компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в  коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и  возникают творческие идеи решения  проблемы.

Приведем пример метода свободных  ассоциаций. Допустим, вы являетесь  руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей  проблемы: как повысить эффективность  рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу  продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие  идеи:

необходимо шире рекламировать  нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

необходимо чаще публиковать  рекламу нашей продукции в  изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.

6) Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов  творческой деятельности, ориентированный  на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического  единства и оптимального использования  противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и  внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет  развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной  ситуации, находить оригинальные, порой  весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

7) Метод эмпатии (метод личной аналогии).

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

 

8) Метод синектики.

Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

– он не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

– после применения метода более 30–40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

8) Метод организованных  стратегий.

Одним из главных психологических  барьеров в решении творческих задач  является инерция мышления и неспособность  решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый  подход, новое направление в поисках  идей решения.

И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод  организованных стратегий.

В основе этого  метода лежат:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий  решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Что же дает применение эвристических  методов в работе менеджера?

Эвристические методы могут  быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр  с использованием эвристических  методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят  сегодня широкое применение в  различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности  к воображению и творчеству.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специфика метода  «мозговой атаки»

 

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»).

Итак, основная идея Осборна  проста: отделить процесс генерации  идей от их критики.

Алгоритм вкратце  таков:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую  предстоит решить.

3) Собственно штурм. Задача: получить как можно больше  идей. Тут и вводится основное  правило: приветствуются любые,  самые безумные, явно ошибочные  идеи, критика категорически запрещена  (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль  нужно поощрять. Такая поддержка  должна стимулировать творческий  процесс. 
Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

4) Этап анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше? 
Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Вот и вся неоднократно описанная в литературе, «простая и доступная процедура» (приложение 1).

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм  и был в свое время очень  популярен. Но существует обратная сторона  медали: в литературе отсутствует  полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения  творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как  избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в  далеком детстве.

Метод мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что  при принятии коллективного решения  решаются две основные задачи:

·   Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

·   Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей  и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди  которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового  штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит  в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при  совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при  индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что  идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной  обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым  улучшается, становится все более  конструктивной и пригодной к  осуществлению.

Второй принцип состоит  в том, что если участники совещания  находятся в состоянии генерирования  людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой  другой технологии.

Достоинства и  недостатки метода «Мозговой штурм».

Мозговому штурму также как  и многим другим коллективным методам  принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается  в том, что во время мозгового  штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход  генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые  идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это  простой метод, который легко  понять и легко применять на деловом  совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Информация о работе Методы активизации поиска решения творческих задач