Методы активизации поиска решения творческих задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники.

Содержание работы

Введение.
Понятие «эвристика» и «эвристический метод».
Характеристика эвристического метода.
Специфика метода «мозговой атаки».
Исследовательский сценарий метода «мозговой атаки».

Заключение.

Файлы: 1 файл

креативные технологии.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

Необходимо выделить также  недостатки мозгового штурма, что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных  предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени  вовлеченности участников совещания  ответственность за конечный результат  несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность  осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа  наработанных идей только тех, которые  будут реально способствовать решению  проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию  мозгового штурма, можно сделать  вывод о том, что основой методологии  является преодоление стереотипов  мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения мозгового  штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации  идей субъективной оценкой.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет проявить творческую активность в процессе обучения умениям решать физические задачи, является эвристический метод.

Очевидно, что эвристика  и эвристические приемы, несмотря на свою популярность и широкую область  применения, обладают помимо достоинств, рядом общих, принципиально непреодолимых  недостатков. Это:

а) отсутствие механизма для составления списка всех возможных вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгодные, экономичные решения);

б) отсутствие объективных критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами, и выбирают они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция): генерирование нетривиальных идей сводится на нет тривиальным отбором.

Самый распространенный метод  коллективного генерирования идей – метод мозгового штурма или  метод мозговой атаки (Brainstorming) позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

По-моему мнению, мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Список использованной литературы:

 

1.Альтшуллер Г., «Психология творческого мышления», М.: Альпина Паблишер, 2013.

2.Веснин В. Р. «Основы менеджмента». М. - Проспект, 2011.

3.Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970.

4.Панфилова А.П. « Мозговые штурмы в коллективном принятии решений», – Спб, 2007.

5.Рубинштейн С.Л., «О мышлении и путях его исследования», М.: Просвещение, 1958.

6.Хуторской А.В., «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», М. – Издательство МГУ, 2003.


Информация о работе Методы активизации поиска решения творческих задач