Методы диагностики типов темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрю методы диагностики темперамента и проведу апробацию опросника Айзенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….с.3
1. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА……………………………………………………..с.5
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ………………………………с.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………с.14
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..…с.15

Файлы: 1 файл

темперамент.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Присвойте балл каждому  ответу "Нет", если вы дали его  на вопросы №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.

  • Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям)

Присвойте балл каждому  ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Присвойте балл каждому  ответу "Нет", если вы дали его  на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

  • Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, возбудимости)

Присвойте балл каждому  ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если по шкале А  получено более 4 баллов - результаты считаются  недостоверными, так как ответы были неискренни. Для определения типа темперамента нужно найти точку  в пространстве по двум координатам: Показатель Б по горизонтальной оси, показатель В - по вертикальной оси.

Круг Айзенка 

Если точка попадает на ось (один из показателей равен 12), то проявляется промежуточный темперамент, умеренно выраженый или коммуникативная направленность (показатель Б), или возбудимость (показатель В). Чем ближе точка расположена к центру круга (показатели Б и В имеют значение от 6 до 18), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать своё поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.

 

 

 

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для диагностики  типов темперамента мной была выбрана  методика «Опросник Айзенка».

Количество  респондентов – 3.

Итогом психологической  диагностики названных респондентов стали вывод о том, то

 

Результаты психологического исследования по методике

«Опросник Айзенка»

Ф.И. испытуемого

Экстраверсия-интроверсия

Стабильность-невротизм

Честность-лживость

Д.А.А.

13 б

8 б

3 б

Д.Н.Б.

9 б

9 б

1 б

Р.Д.Б.

13 б

11 б

2 б


 

 

 

Исходя из данных таблицы  соотнесем полученные баллы по шкалам «интроверсия – экстраверсия», «стабильность – нейротизм», «честность – лживость»  с картой Айзенка.

Как итог констатируем, что у 2 испытуемых являются холериками–экстравертами: бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.

Один испытуемый сангвиник: повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.

Исходя из характерологических  особенностей выше названных темпераментов  можно испытуемым посоветовать:

    • создание режима работы, исключающего серьёзное физическое напряжение, повышение нервной напряженности;
    • информирование людей, с которыми он вступает в контакт об особенностях реакции;
    • развитие навыков общения, с учетом своеобразия  типа темперамента;
    • выбор оптимального (быстрого) темпа работы и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В огромном количестве людей, похожих друг на друга, можно  выделить индивидуальные особенности  каждого, проявляющиеся в поведении. И важнейшим компонентом, способным  выявить эти особенности, является темперамент.  
В психологии, под темпераментом (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных относительно устойчивых свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны  и влияют на характер и деятельность человека.

Исследование  типов темперамента в психологии осуществляется таких методик, как  опросник Стреляу, опросник Айзенка.

В результате психологического исследования типов темперамента с  помощью опросника Айзенка, из 3 респондентов мной были выявлены 2 типа холерика и 1 сангвиник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Батаршев, А.В.Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности [текст] : учебное пособие / А. В. Батаршев. - Москва : Владос, 2000. - 256 с. ; 22 см. - (Психология для всех). - Б/Г. - 20000 экз. - ISBN 5-691-00504-9 (в пер.) : 59.00 р.

Батаршев, А.В.Темперамент и характер: Психологическая диагностика [Текст] : учебное пособие / А. В. Батаршев. - Москва : Владос-Пресс, 2001. - 336

  1. Батаршев, А.В.Темперамент и свойства высшей нервной деятельности [Текст] : психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 88 с.с.
  2. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст] : учебное пособие / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Союз, 2002. - 160 с. - (Практическая психология ). - Б/Г. - 5000 экз. - ISBN 5-94033-120-3 (в пер.) : 42.00 р.
  3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000. – 528с.: (серия «Мастера психологии)
  4. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. - 3-е изд. - Москва : Моск. псих.-соц. институт ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2006. - 224 с.
  5. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий [Текст] : учебник для вузов / М. С. Егорова. - Москва : Планета детей, 1997. - 328 с.
  6. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
  7. Немов, Р.C.Психологическое консультирование [Текст] : Учебник для вузов / Р.С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.
  8. Корнеева, Е. Н. Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка [Текст] : монография / Е. Н. Корнеева. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2002. - 157 с.
  9. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) [Текст] : учебно-методическое пособие / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский [и др.]. - Москва : "Смысл", 2007. - 104 с.
  10. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] : учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. - 4-е изд.,испр. - Москва : МПСИ : Флинта, 2005. - 320 с.
  11. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] : научное издание: [пер. с польск.] / Я. Стреляу ; ред. И. В. Равич-Щербо, пер. В. Н. Поруса. - Москва : Прогресс, 1982. - 230 с.
  12. Темперамент. Характер. Личность [Текст]: научно-популярное издание / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва : Наука, 1984. - 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Методы диагностики типов темперамента