Методы и приемы семейного консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1 Современные подходы к семейному консультированию……........................4
2 Способы организации семейного консультирования.......................................7
3 Техники, методы и приемы семейного консультирования…………………10
Заключение……………………………………………….....…............................13
Список использованных источников…………… ……..…................................14

Файлы: 1 файл

Приемы и техники семейного консультирования.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Лесосибирский педагогический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования 

«Сибирский федеральный  университет»

 

Педагогика и психология

факультет

Психология развития личности

кафедра

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

050706.65 «Педагогика и психология»

код и наименование специальности (направления)

 

Методы и приемы семейного консультирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель            ___________   Т.В. Шелкунова

подпись, дата            инициалы, фамилия

Студент ДЛП08-01СФП        ___________    В.А. Титкова

          код (номер) группы    подпись, дата            инициалы, фамилия

 

Лесосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........3

1 Современные подходы к семейному консультированию……........................4

2 Способы организации семейного  консультирования.......................................7

3 Техники, методы и приемы семейного  консультирования…………………10

Заключение……………………………………………….....…............................13

Список  использованных источников……………  ……..…................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное  семейной Мы, гибко регулируя отношения  как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

При работе с  каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это вовсе не "обеспечение  психологического комфорта" и "избавление от страданий"; главное в кризисной  ситуации - помочь принять жизнь  во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности  и, переосмыслив свои отношения с  собой, другими, миром в целом, принять  ответственность за свою жизнь и  жизнь своих близких и продуктивно  преобразовать жизненную ситуацию.

Семейное  консультирование - это вовсе не обязательно работа со всеми членами  семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, то есть с семьей в узком смысле слова (отец - мать - дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и других); работа с экосистемой или социальной сетью.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕМЕЙНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

 

Существует  множество концепций семейного  консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.

Основоположники системного подхода (М.Боуэн, С.Минухин, В.Сатир, К.Витакер и другие) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны. Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и других. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи. Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиента.

Другой вариант  работы с семьей, завоевавший широкую  популярность в мире, - структурная  семейная терапия С. Минухина. В основе этого подхода лежат три аксиомы. Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема. Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

Работая с  семьей, психолог присоединяется к  ней, в результате возникает терапевтическая  система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает  как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены семьи  или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции  и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и  внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый - их спутанность, нечеткость, размытость; второй - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: "мать - ребенок (дети)" и "отец". У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.

Описанная классификация  и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание  и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому  осознать и отстроить границы  между собой и другими.

Роль психолога  в системе С.Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов.

 

 

 

 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ  СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Индивидуальная  работа с одним из членов супружеской  пары. В этом случае развиваются  классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо  присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в  его рисунках и проигрываемых  ситуациях и тому подобное). Семья  продолжает существовать "в плане  представления, вторичного образа и  может получить истолкование и оценку пациента".

Если при  индивидуальном консультировании возникают  семейные проблемы или жалобы на непонимание  домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво  подвести клиента к мысли о  том, что бессмысленно ставить себе цель "изменить жену или детей  и их отношения ко мне". Однако возможно измениться самому, продумать  свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для  этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч.

Индивидуальная  консультация вполне уместна, когда  кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать "о стыдном" в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и  другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской  пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений  в семейных отношениях, то возникает  опасность разбалансировки эмоциональной  динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

Есть ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует  о том, что у них имеется  установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит  в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь  необходимый для выхода из кризисной  ситуации и реконструировать семейные отношения.

Работа с  супружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно  подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно  рассмотреть сложную жизненную  ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем  найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения  трудных вопросов. Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить  консультанту немало беспокойств и  поставить под угрозу саму возможность  консультирования.

Вести прием, в котором участвуют двое клиентов (да еще конфликтующих между собой), гораздо труднее, чем консультировать  одного. Хотя работа с двумя супругами  и является более эффективной, ее результаты не носят столь глубокого  характера, какой возможен при индивидуальном консультировании: здесь реже затрагиваются те глубинные проблемы, которые лежат в основе супружеских разногласий. Для того чтобы настроить супругов на совместную работу, организовать и направить конструктивный диалог, от консультанта требуются особые навыки и умения.

Конструктивный  диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с  супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и компромиссных решений.

Возможны, по крайней мере, два варианта прихода  в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант - последний.

При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:

• первый жалуется на второго;

• первый и  второй жалуется на третьего;

• первый и  второй совместно хотят в чем-то разобраться;

• первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ  И ТЕХНИКИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

 Основная задача консультанта на первом этапе - установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.

Психотехнические  приемы, используемые психологом в  консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно  слушает, периодически перефразирует  и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы  показать клиенту, что консультант  его понимает и поддерживает, а  на то, чтобы клиента понял его  партнер.

Однако для того, чтобы  в семье произошли конструктивные изменения, в дополнение к отношениям помощи (на фоне помогающих отношений) необходимо использовать определенный репертуар воздействий. Репертуар  воздействий, используемый консультантом, отражает его теоретическую ориентацию. Впрочем, сегодня большинство консультантов  – эклектиками и пользуются приемами и методами, которые разработаны  в самых различных теоретических  подходах.

Информация о работе Методы и приемы семейного консультирования