Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:40, реферат
Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.
Введение……………………………………………………………………...........3
1 Современные подходы к семейному консультированию……........................4
2 Способы организации семейного консультирования.......................................7
3 Техники, методы и приемы семейного консультирования…………………10
Заключение……………………………………………….....…............................13
Список использованных источников…………… ……..…................................14
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский педагогический институт –
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Сибирский федеральный университет»
Педагогика и психология
факультет
Психология развития личности
кафедра
Реферат
050706.65 «Педагогика и психология»
код и наименование специальности (направления)
Методы и приемы семейного консультирования
Руководитель ___________ Т.В. Шелкунова
подпись, дата инициалы, фамилия
Студент ДЛП08-01СФП ___________ В.А. Титкова
код (номер) группы подпись, дата инициалы, фамилия
Лесосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Современные подходы к семейному
консультированию……............
2
Способы организации семейного
консультирования..............
3
Техники, методы и приемы
Заключение………………………………………………..
Список
использованных источников……………
……..….........................
ВВЕДЕНИЕ
Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое
консультирование семьи должно быть
направлено на восстановление или преобразование
связей членов семьи друг с другом
и миром, на развитие умения понимать
друг друга и формировать
При работе с
каждой семьей цели и задачи уникальны,
как и ее жизненная ситуация, но
если говорить об общей задаче консультирования
семьи - то это вовсе не "обеспечение
психологического комфорта" и "избавление
от страданий"; главное в кризисной
ситуации - помочь принять жизнь
во всех ее проявлениях (не исключая страдания),
пройти через жизненные трудности
и, переосмыслив свои отношения с
собой, другими, миром в целом, принять
ответственность за свою жизнь и
жизнь своих близких и
Семейное консультирование - это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, то есть с семьей в узком смысле слова (отец - мать - дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и других); работа с экосистемой или социальной сетью.
СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ К СЕМЕЙНОМУ
Существует множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.
Основоположники системного подхода (М.Боуэн, С.Минухин, В.Сатир, К.Витакер и другие) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны. Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и других. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи. Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиента.
Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная семейная терапия С. Минухина. В основе этого подхода лежат три аксиомы. Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема. Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.
Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.
Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый - их спутанность, нечеткость, размытость; второй - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: "мать - ребенок (дети)" и "отец". У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.
Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.
Роль психолога в системе С.Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и тому подобное). Семья продолжает существовать "в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента".
Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель "изменить жену или детей и их отношения ко мне". Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч.
Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать "о стыдном" в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.
Но есть и
другие случаи, когда успешное индивидуальное
консультирование одного из членов супружеской
пары вызывает сопротивление другого.
Если консультируется один человек,
а другой не хочет никаких изменений
в семейных отношениях, то возникает
опасность разбалансировки
Есть ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения.
Работа с
супружеской парой. В этом случае
муж и жена приходят на консультацию
вместе, их поведение делает наглядными
привычные модели взаимодействия друг
с другом. Консультант может
Вести прием,
в котором участвуют двое клиентов
(да еще конфликтующих между собой)
Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и компромиссных решений.
Возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант - последний.
При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:
• первый жалуется на второго;
• первый и второй жалуется на третьего;
• первый и второй совместно хотят в чем-то разобраться;
• первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основная задача консультанта на первом этапе - установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.
Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер.
Однако для того, чтобы
в семье произошли
Информация о работе Методы и приемы семейного консультирования