Методы и приемы семейного консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1 Современные подходы к семейному консультированию……........................4
2 Способы организации семейного консультирования.......................................7
3 Техники, методы и приемы семейного консультирования…………………10
Заключение……………………………………………….....…............................13
Список использованных источников…………… ……..…................................14

Файлы: 1 файл

Приемы и техники семейного консультирования.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Традиционно основным методом  психологического консультирования считается  интервью, т.е. беседа, направленная на социально-психологическую поддержку  семьи и помощь ей. В современной  практике консультирования (в том  числе и семейного) преобладает  эклектизм. Консультанты используют все  богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: от диалогического общения  Роджерса, и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий НЛП (нейро-лингвистического программирования) и, конечно, системной семейной терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).

Принято выделять внешний  и внутренний (глубинный) уровень  консультирования. Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехники создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К. Роджерс, Ф. Василюк и др.). Хорошо «работают» на внешнем уровне консультирования семьи возратное психологическое консультирование и психотехники, разработанные в поведенческой психологии (Не знаю лучшего изложение бихевиоральных техник, пропущенных через фильтр гуманистического подхода и ориентированных на родителей, чем в книге супругов Байярд «Ваш беспокойный подросток.)

Доверительные отношения, создаваемые  при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену  семьи высказать все, что у  него на уме и выразить свои подлинные  чувства. Это – первый шаг к  прояснению проблемы, шаг к себе-подлинному и к другому человеку.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и, конечно, различных направлениях семейной психотерапии.

Такой эклектизм вполне уместен, но лишь при определенных условиях. Во-первых, выбирая средства, необходимо помнить известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: "Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективна для этого клиента с этими конкретными проблемами?" А во-вторых - не забывать, что основным средством психологического консультирования становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений в системе "психолог - клиент", основанная на сознательном использовании базового двуединого механизма бытия и развития личности - идентификация - обособления. Именно эти взаимоотношения создают условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотренные случаи обращения клиентов за психологической помощью, как и возможные стратегии работы, с ними, отнюдь не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать еще очень долго, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия, но, пожалуй, важнее другое. Внимательный человек, возможно, уже заметил, что есть определенный набор стратегий и тактик, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия. К ним относятся следующее.

1. Ориентация  клиента на принятие собственной  вины и ответственности за  происходящее.

2. Ориентация  клиента на понимание, анализ  и принятие собственных чувств  как на единственную возможность  понимания себя и собственного  поведения.

3. Подготовка  более глубокого контакта с  другим человеком, отношения с  которым у клиента не складываются, с использованием его чувств  и переживаний как основы для  восстановления более доверительных  отношений.

4. Планирование  и осуществление каких-то конкретных  поведенческих шагов, направленных  на немедленное изменение ситуации.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Москва. 1994 г. – 203с.

2. Берн Э.  Игры, в которые играют люди: Психология  человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология  человеческой судьбы. - Москва. 1997 г.  – 216с.

3. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - Москва. 1998 г. – 185с.

4. Мухина В.С.  Возрастная психология. - Москва. 1997 г. – 423с.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. - Москва. 1997 г. - (Библиотека психологии и психотерапии). – 177с.

6. Осухова Н.Г. Скорее пламя, чем кристалл: советы семейного консультанта. //Школьный психолог, 2003. – № 8

7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. - Москва. 1993 г. – 145с.

8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и другие; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - Москва.: Издательский центр "Академия", 2004 г. – 488с.

9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - Москва. 1992 г. – 147с.

10. Сатир В. Семейная психотерапия. - Москва. 1995 г. – 321с.

11. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - Москва. 1986 г. – 193с.

12. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - Москва. 1996 г. – 215с.

13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., Питер. 1999 г. – 905с.

 


Информация о работе Методы и приемы семейного консультирования