Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:30, реферат
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Методы и приемы здоровьесбережения на уроке
Сохранению здоровья способствует
применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены
в самой системе: покажи, на что похожа
эта буква, нарисуй свое восприятие предмета,
изобрази свое настроение, отношение к
уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках
вовлечены в активную познавательную
деятельность, не чувствуют усталости,
сохраняют энергию на последующее время
обучения.
Активно внедряю в практику своей работы
игровые технологии, помогающие решать
не только проблемы мотивации, развития
учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.
В игре и через игровое общение у растущего
человека проявляется и формируется мировоззрение,
потребность воздействовать на мир, адекватно
воспринимать происходящее. В игре независимо
от сознания ребенка работают различные
группы мышц, что благотворно влияет на
здоровье.
Элементы игры используются в качестве
обратной связи и оценки ответов одноклассников:
хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие
руки или сигнальных карточек различного
цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу
слова».
Во время фронтального опроса использую
игру с мячом или воздушным шариком: ученик
ловит мяч на правильный ответ, не ловит
- на неправильный или ловит шарик и дает
свой вариант ответа. Эта технология имеет
свои варианты.
Кроме того, провожу обязательные две
зарядки на одном уроке: для глаз и различных
групп мышц. Зарядка часто сочетается
с предметом и даже темой урока.
Использую элементы театрализации с появлением
литературных или театральных героев,
словарная работа в игровой форме, когда
дети поочередно выбегают к доске и на
скорость записывают слова.
Приемы с соревнованиями благотворно
влияют на здоровье детей.
Один из приемов здоровьесбережения на
этапе проверки домашней работы: к доске
выходят по три-шесть учащихся, которых
сменяют следующие ученики. Таким образом,
учащиеся совершают движения во время
напряженного трудного урока.
Сохранению физического, нравственного,
социального здоровья учащихся способствует
также индивидуальная работа учителя
с учениками на разных этапах урока, с
одаренными детьми, работа по индивидуальной
программе.
«Уроки-праздники», способствуют сохранению
здоровья учащихся. На этих уроках каждый
ребенок вовлечен в активную сменяемую
деятельность: то он артист, то художник,
то зритель, то технический исполнитель.
Ощущение значимости каждого в подготовке
и участии в уроке решает целый комплекс
учебно-воспитательных задач, в том числе
и здоровьесбережения.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием
валеологического аспекта, они формируют
внимательное отношение учащихся к своему
организму, воспитывают понимание ценности
человеческой жизни, закладывают основы
здорового образа жизни, умение ценить
свою жизнь и жизнь окружающих.
Сознательно и целенаправленно способствует
укреплению здоровья учащихся; выполнение
практических заданий, включаются различные
группы мышц, происходит развитие мелкой
моторики рук, пальцев.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит
от объема и уровня сложности домашнего
задания. Вреден для здоровья достаточно
распространенный педагогический прием
наказания домашним заданием повышенного
объема или сложности. Чаще всего, если
ребенок не справился с домашним заданием
два-три раза, он теряет интерес к этому
процессу. Поэтому к дозировке домашнего
задания и мере сложности нужно относиться
со всей ответственностью: соизмерять
объем и сложность с возможностями ученика.
Приобщать к выполнению домашних заданий
своих учеников: давать задания по трем
уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает
себе объем задания по силам.
Укреплению физического и нравственного
здоровья служат уроки физической культуры,
малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки
на переменах, подвижные игры в продленных
группах, вся система физкультурно-массовой
работы в школе, система воспитательной
работы: беседы, классные часы, «уроки
здоровья», работа с родителями.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА
учителя-предметника к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
1.Снятие эмоционального
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов (н-р при изучении «Песни о вещем Олеге» дается историч. справка о герое). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. (Например, сопоставление произведений литературы и живописи или музыки). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
- обеспечить психологическую
-дать им сведения
- показать практическую
-побудить к активизации
2.Создание благоприятного
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
3. Комплексное использование
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии, ТРКМ.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с ЦОР. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы, учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
В рамках технологии развивающего творческого обучения я предлагаю следующий метод, способствующий развитию воссоздающего воображения и снятию напряжения на уроках, психологической разгрузки.
4. Создание ассоциаций: «Когда я произношу слово ..., то представляю …». Лучше, конечно, если данная работа будет проводиться письменно, но можно и устно. Тогда ассоциации записываются на доске в виде солнца, цветка и т.п. Результаты не обсуждаются, а просто заслушиваются. Естественно, необходима словесная оценка. Ребятам очень важно услышать об уникальности их ответа, многим достаточно просто услышать: «Хорошо, интересно, необычно». Большим плюсом является именно зачитывание полученного текста. Таким образом можно избавиться от отрицательных эмоций, с которыми ребенок пришел на урок. Но если у ребенка нет желания делиться публично, то настаивать не надо.
Система творческих заданий включает в себя сочинения-миниатюры, дифференцированные задания, составление схем, раскрытие смысла эпиграфа, цитаты, составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих, оригинальных текстов. Например, составьте анкету литературного героя, изучите две части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
Главным условием ТРКМ является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее. А не это ли является залогом создания психологического комфорта на уроке. Когда ученик может высказать свою точку зрения, прийти к решению только известным ему способом, поделиться с другими. Ценность новой технологии состоит в наличии разных точек зрения, создании творческой работы, формировании культуры мыслей и действий.
5. Приемы работы по ТРКМ
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.
Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
Приемы устной и письменной рефлексии (Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму)
Каким же тогда критериям должен отвечать урок с точки зрения здоровьесбережения?
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.
6. Критерии здоровьесбережения. Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Количество видов учебной деятельности. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Продолжительность деятельности – 3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность.
Количество видов преподавания. Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
Чередование видов преподавания. На усмотрение учителя.
Наличие и место методов, способствующих активизации. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.
Место и длительность применения ТСО. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Наличие мотивации деятельности, учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке. Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
Темп окончания урока. Не скомкан. Позитивный настрой на следующие уроки.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
На сегодняшний день состояние педагогов оставляет желать лучшего:
1.Они не могут позволить себе такого отдыха, которого бы хотели;
2.Учитель часто испытывает
ПРАВИЛА для учителя:
1.научиться правильно, реагировать на сложившуюся ситуацию;
2.не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;
3.позитивный настрой, хорошее настроение;
4.уверенность учителя, спокойствие;
5.научиться быть наблюдателем ситуации.
Методы здоровьесберегающих технологий: - фронтальный - групповой - практический метод - познавательная игра - ситуационный метод - игровой метод - соревновательный метод - активные методы обучения - метод индивидуальных заданий
Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, массаж); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от многих условий: - от профессионализма педагога - от его личной заинтересованности - от уровня, на котором используется технология
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Это такие методы:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
Информация о работе Методы и приемы здоровьесбережения на уроке