Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:24, контрольная работа
Объект работы. Основные методы и принципы исследования конфликтов.
Предмет работы. Значение методов исследования конфликтов.
Цель работы. Изучение методов и принципов исследования конфликтов.
Задачи:
Изучить принципы изучения конфликтных ситуаций.
Определить социально-психологические методы исследования конфликтов.
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Методологические основы исследования конфликтов ___5
Философские и общенаучные принципы проведения исследований______________________________________________5
Методологические принципы исследования конфликтов________8
Глава 2. Методы исследований в конфликтологии_____________10
2.1 Методы психологии в исследовании конфликтов______________10
2.2 Методики изучения конфликтных ситуаций___________________13
Заключение________________________________________________16
Список использованной литературы__________________________
Содержание
Введение______________________
Глава 1. Методологические основы исследования конфликтов ___5
Глава 2. Методы исследований в конфликтологии_____________10
2.1 Методы психологии в
исследовании конфликтов_______
2.2 Методики изучения конфликтных ситуаций___________________13
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Актуальность
проблемы. Постоянные изменения в нашем
обществе, экономические, культурные,
демографические, ресурсные кризисы затронули
все сферы человеческой жизни, что обусловило
рост и распространение напряженности
и конфликтности. Неблагоприятная социальная
среда, отрицательно влияя на психическое
состояние человека, приводит к снижению
его работоспособности, стимулов к жизни,
смещению ценностных ориентации, мотивов,
возникновению отрицательных эмоциональных
переживаний, вызывает рост агрессивности,
напряженности, что влияет на возникновение
конфликтов в социальной среде.
Умение оптимально вести себя в конфликтных
ситуациях предполагает понимание причин
возникновения конфликтов, психологических
механизмов их действия, динамики развития
конфликтов, что позволяет выработать
правильный способ поведения людей в конфликтных
ситуациях, находить оптимальные пути
выхода из конфликта.
Конфликт по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт – явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт – явление временное, а постоянное состояние общества – согласие1. Но, несмотря на свой переходящий характер, конфликты могут причинить огромные разрушения.
Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его социально-психологическое исследование, методы сбора, определения и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в сфере человеческих отношений. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов2.
Объект работы. Основные методы и принципы исследования конфликтов.
Предмет работы. Значение методов исследования конфликтов.
Цель работы. Изучение методов и принципов исследования конфликтов.
Задачи:
Глава 1. Методологические основы исследования конфликтов
В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном, конкретно-научном3. К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов:
1. Принцип развития. Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает гораздо более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз возможных вариантов их развития.
Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее, и неизбежно будет изменяться в последующем.
2. Принцип всеобщей связи.
Гносеологический смысл этого
принципа заключается в том,
что изучая конфликт, необходимо
не ограничиваться
3. Методологическую роль
в процессе изучения
Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними.
Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направления развития конфликтов: от простого – к сложного, от низшего – к высшему, от одного – к другому5.
4. Принцип диалектического
единства теории, эксперимента и
практики. В процессе научного
познания этот принцип
Важной проблемой
На каждом из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) конфликтология прибегает к построению содержательных моделей трех типов:
В процессе анализа конфликтов необходимо постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дорабатывать выдвинутые гипотезы в соответствии с той новой информацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения. Анализ конфликтов проводится не только для того, чтобы объяснить механизм их возникновения и развития, но и в целях управления ими, в интересах повышения качества жизни и деятельности людей.
5. Принцип системного
подхода. Анализируя конфликты,
Принцип системного подхода
ориентирует в методологии
6. Принцип конкретно-
Каждый конфликт уникален
по своей природе. Принцип конкретно-
7. Принцип объективности.
Это один их важнейших
Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, какие они есть на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты развития событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, управлять людьми, конфликтами, организациями.
Чем выше уровень конфликта, тем сложнее выполнять при его исследовании требования принципа объективности.
В процессе изучения конфликтов
важно, опираясь на рассмотренные семь
философских и общенаучных
1. Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.
Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех одиннадцати отраслей конфликтологии. Роль системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии выполняет психология.
2. Принцип преемственности.
Требует максимально полного
знания всего, что сделано по
проблеме конфликта. Важно
3. Принцип эволюционизма.
Необходимо выявлять и
4. Принцип личностного
подхода. Этот принцип
Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются.
Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказывавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.
Глава 2. Методы исследований в конфликтологии
2.1 Методы психологии в исследовании конфликтов
Исследуя конфликты, необходимо
рассматривать их как сложно организованные
объекты, состоящие из иерархически
связанных подсистем и
Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний9.
1. Наблюдение – прямая
и непосредственная
Однако наблюдение как
метод изучения конфликта имеет
и недостатки: частный характер наблюдаемой
ситуации; взаимное влияние наблюдателя
и конфликта. Наблюдатель становится
в той или иной степени участником
конфликта, и его психика подвергается
изменениям, которые присущи