Методы исследований в конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Объект работы. Основные методы и принципы исследования конфликтов.
Предмет работы. Значение методов исследования конфликтов.
Цель работы. Изучение методов и принципов исследования конфликтов.
Задачи:
Изучить принципы изучения конфликтных ситуаций.
Определить социально-психологические методы исследования конфликтов.

Содержание работы

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Методологические основы исследования конфликтов ___5
Философские и общенаучные принципы проведения исследований______________________________________________5
Методологические принципы исследования конфликтов________8
Глава 2. Методы исследований в конфликтологии_____________10
2.1 Методы психологии в исследовании конфликтов______________10
2.2 Методики изучения конфликтных ситуаций___________________13
Заключение________________________________________________16
Список использованной литературы__________________________

Файлы: 1 файл

конфликтология!Методы исследования конфликтов.docx

— 30.79 Кб (Скачать файл)

2. Социометрия – социально-психологический  тест для оценки межличностных  эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации  социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

3. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент – анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание.10

4. Опрос – в настоящее  время наиболее распространен  в изучении конфликтов и включает  разнообразные шкалы диагностики  наличия конфликта и степени  его выраженности, тестовые процедуры,  выявляющие избираемые стратегии  поведения в конфликтах.

Тестовые процедуры позволяют  выявить избираемые испытуемым стратегии  поведения в конфликтах. В современной  практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления  взаимодействия конфликтующих сторон.

5. Эксперимент. Экспериментальное  изучение конфликта основывается  на моделировании конфликтных  ситуаций, преимущественно в лабораторных  условиях, и фиксировании реакции  человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур – матричные игры, переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры, локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры – ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые6 с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не проявиться в реальных конфликтах.

2.2 Методики изучения  конфликтных ситуаций

1. Системно-ситуационный  анализ – изучение конфликтов  по единицам. В качестве единицы  анализа используется конфликтная  ситуация – наименьшая целостная,  неделимая часть конфликта, обладающая  всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные  и динамические характеристики, временные и пространственные  границы. В ходе изучения устанавливаются  все основные и второстепенные  участники конфликта. Определяются  пространственные границы конфликтного  взаимодействия. Выделяются фазы  в развитии конфликта, в течение  которых характер взаимодействия  основных его участников качественно  не изменяется. После определения  пространственных, временных и содержательных  границ конфликтной ситуации  проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации  в качестве единицы анализа  дает возможность стандартизировать,  хранить и накапливать информацию  о реальных конфликтах. Конфликтная  ситуация позволяет изучать характеристики  конфликтов не «вообще», а на  основе систематизации определенной  информации о поведении конкретных  людей и социальных групп. Конфликтные  ситуации можно анализировать  ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свидетелей  конфликта) и непосредственно  во время реального развития  событий. Для проведения ситуационного  анализа разрабатывается специальный  бланк, в котором отражаются  основные характеристики конфликта.

2. Математическое моделирование.  Математическое моделирование с  привлечением современных средств  вычислительной техники позволяет  перейти от простого накопления  и анализа фактов к прогнозированию  и оценке событий в реальном  масштабе времени развития. Математическая  модель конфликта представляет  собой систему формализованных  соотношений между характеристиками  конфликта, разделяемых на параметры  (отражает внешние условия и  слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели11. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

3. Личностные тесты. Специалисты  используют ряд апробированных  тестов, которые фиксируют выраженность  качеств, свойств и состояний,  указывающих на повышенную конфликтность  личности. К числу наиболее часто  применяемых общепризнанных тестов  и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить ее уровень, можно отнести:

  • Тест А. Басса – А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности)
  • Диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  • Личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал – «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность)
  • 16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликтность – скрытность, практичность, жестокость, суровость, честолюбие и пр.)
  • Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности)
  • Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы) и др.

Личностные тесты используются в исследовательских целях и  в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом  смысле не являются методами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большее внимание уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика кейс – стадии – изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус групп12.

Сложность явления конфликта, и разнообразие подходов определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

Заключение

Своевременная диагностика  конфликтов имеет важное значение как для профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, специалист нуждается в методах и методиках выявления и оценки конфликтов в интересах их исследования. Поэтому осуществленные исследования позволяют сделать выводы с точки зрения полезности разнообразных методов исследования конфликтов.

Так можно выделить, что  конфликтология на данный момент развития, как науки, с целью изучения конфликтов может применять разнообразные опросники, тесты и методики. Например, методика Т. Лири, тест Басса – Дарки, 16-факторный опросник Кеттелла, шкала реактивной и личностной тревожности, методика «Q – сортировка» и др.

При этом применяются также  такие методы изучения конфликтов, как наблюдение, социометрия и  ее модификации; модульная методика: цветовой тест отношений; ретроспективный  анализ конфликтов; изучение документов; различные типы опросов; эксперимент.

При применении методов изучения конфликтов возникает необходимость  применения определенных философских, общенаучных и конкретно-научных  принципов. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий  диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, объективности.

Методологическими принципами самой конфликтологии выступают принципы: междисциплинарности; преемственности; эволюционизма; личностного подхода.

Применение методов в  купе с принципами исследования дают гарантию эффективного и своевременного предупреждения конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
  2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2007. – 216с.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.
  4. Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 302с.
  5. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 445с.

1 Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – с. 48-49

2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 126

3 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 126

4 Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2007. – с.51

5 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 127-128

6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 129

7 Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2007. – с.53

8 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 133

9 Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – с.57

10 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – с.45-46

11 Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 61

12 Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – с.62


Информация о работе Методы исследований в конфликтологии