Методы исследования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 13:30, доклад

Описание работы

Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.
Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 24.86 Кб (Скачать файл)

Методы исследования конфликта

   Методология науки о конфликте  включает в себя целый комплекс  конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются  во множество специальных процедур  — методиках получения научных  данных. Эта методология имеет  различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.

   Основными методами, обеспечивающими  наиболее полную базу данных  о конфликтном взаимодействии, его  участниках, причинах и результатах  являются:

1) структурно – функциональный;

2) процессуально – динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

   Если с помощью первых  трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

   Каждый из указанных методов  имеет свои особенности.

1. Структурно-функциональный метод  способствует выявлению основных  элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из  них. Для структурного подхода  характерно рассмотрение явления  в статике, как находящегося в  состоянии покоя. Преимущество этого  метода в том, что он помогает  найти некоторые устойчивые составляющие  даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность  таких компонентов, как объект  конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного  взаимодействия и т.п. и образуют  структуру конфликта, а исполняемая  этими элементами роль или  работа и есть их функция  в конфликте. Выявление структурных  элементов и их функций в  конфликте является важнейшей  предпосылкой его успешного регулирования.

   Однако слабое место структурно-функционального  метода (при всех его несомненных  достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2. Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу  этого социального явления, должен  быть дополнен процессуально - динамическим  методом, позволяющим углубить исследование  конфликта.

   Важнейший инструмент процессуального  анализа — определение основных  этапов или стадий развития  конфликта. Например, конфликт, начавшийся  с митингов протеста, может продолжиться  в виде массовых демонстраций  и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться  как в виде его эскалации, так  и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.

3. Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4. Однако при всем значении  указанных методов все они  обеспечивают лишь объяснительную  функцию науки. Но кроме объяснительной  важной задачей научного исследования  является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего  того или иного явления. Прогнозирование  отличается от утопических фантазий  тем, что опирается на результаты  предварительного глубокого структурного, генетического и типологического  анализа. Причем научное прогнозирование  исходит из признания вероятностного  характера общественного развития  и необходимости в связи с  этим учета ряда возможных  альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты  развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе  с тем описывает оптимальные  пути и средства урегулирования  конфликта. Прогнозы могут быть  подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены  решению практических задач предупреждения  и регулирования конфликтов. Вместе  с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок. Анализу разрешительного метода, включающего как приемы предупреждения, так и разрешения конфликта, в связи с его особой практической значимостью посвящен раздел III учебника.

   В заключение, все же следует  отметить, что при всем позитивном  значении научной методологии  нельзя переоценивать ее роль, впадая в своего рода “методологическую эйфорию”. Недопустимость абсолютизации каких-либо методов познания, в том числе и применяемых конфликтологией, связана с двумя причинами:

1) ограниченностью возможностей  человеческого познания вообще, что было убедительно показано  еще И. Кантом.

2) спецификой самого конфликтного  взаимодействия, которое развертывается  зачастую не столько по рациональным, логическим законам, а под влиянием  иррациональных страстей.

   Этот накал страстей, нередко  сопровождающий конфликт, приводит  к тому, что его течение приобретает  неуправляемый характер, исключающий  возможность применения для его  регулирования какой-либо рациональной  методологии.    Поэтому участнику  конфликта следует иметь в  виду, что применение научных  методов разрешения конфликта  может быть сопряжено с немалыми  трудностями.

   Эти трудности могут быть  особенно велики в условиях  современной России, когда под  влиянием переживаемого нашей  страной глубокого социально-политического  кризиса в обществе значительно  увеличилось число людей с  отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, людей с различными  психическими патологиями и т.п. Именно эти категории людей  наиболее склонны в конфликтных  ситуациях выбирать иррациональные  формы поведения.

   Но в связи с этим  было бы неправильно впадать  и в другую крайность, в так  называемый “методологический нигилизм”, который в последнее время  пропагандируется некоторыми специалистами  в области методологии науки. Так, американский методолог науки  П. Фейррабенд утверждает, что, поскольку все методологические предписания имеют свои пределы, “...единственным "правилом", которое сохраняется, должно стать правило: все позволено”.

   Тем не менее, на наш  взгляд, несмотря на имеющиеся  трудности рационального регулирования  конфликта эффективное управление  его развитием, сужение возможности  его разрушительных последствий  возможны только на рациональной  основе, путем применения научной  методологии и ее совершенствования.

 

2 ВОПРОС. Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знани.

1. Наблюдение – прямая и непосредственная  регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов  различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

    Однако наблюдение как  метод изучения конфликта имеет  и недостатки: частный характер  наблюдаемой ситуации; взаимное  влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той  или иной степени участником  конфликта, и его психика подвергается  изменениям, которые присущи противоборствующим  сторонам (искаженное восприятие, негативное  эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

2. Социометрия – социально-психологический  тест для оценки межличностных  эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

    Разработаны различные  модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

3. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент – анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание.

4. Опрос – в настоящее время  наиболее распространен в изучении  конфликтов и включает разнообразные  шкалы диагностики наличия конфликта  и степени его выраженности, тестовые  процедуры, выявляющие избираемые  стратегии поведения в конфликтах.

    Тестовые процедуры позволяют  выявить избираемые испытуемым  стратегии поведения в конфликтах. В современной практике применяется  широкий спектр опросных методов  для выявления взаимодействия  конфликтующих сторон.

5. Эксперимент. Экспериментальное  изучение конфликта основывается  на моделировании конфликтных  ситуаций, преимущественно в лабораторных  условиях, и фиксировании реакции  человека на эти ситуации. Среди  разработанных экспериментальных  игровых процедур – матричные  игры, переговорные игры (в которых  участники общаются друг с  другом, пытаясь достичь одностороннего  или взаимного выигрыша), коалиционные  игры, локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры – ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые6 с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не  проявиться в реальных конфликтах.

2.2 Методики изучения конфликтных  ситуаций

1. Системно-ситуационный анализ  – изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа  используется конфликтная ситуация  – наименьшая целостная, неделимая  часть конфликта, обладающая всеми  его основными свойствами, имеющая  определенные содержательные и  динамические характеристики, временные  и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определенной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конфликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта.

Информация о работе Методы исследования конфликтов