Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 07:20, контрольная работа
"В науке всегда есть объект познания и субъект познания. Но в психологии оба они - люди. Поэтому психология - это познание человечеством собственной природы. А отсюда следует и характерная черта психологии - это то, что человек знакомиться с ней на практике, в быту. Каждый человек - в какой то мере психолог. И психологом он становится в детском возрасте"
Введение 3
Глава 1. Методы психологии 4
1.1 Метод наблюдения 4
1.2 Метод опроса 6
1.3 Физиологический метод 7
1.4 Тесты 8
1.5 Экспериментальный метод 9
1.6 Математический метод 10
Глава 2. Социометрический метод 11
2.1 Теоретические основы метода социометрических исследований 13
2.2 Социометрическая процедура 14
Заключение 18
Список литературы 19
Для социометрического исследования
важно, чтобы любая структура
неформального характера, хотим
мы этого или нет, всегда в тех
или иных отношениях проецировалась
на формальную структуру, т.е. на систему
деловых, официальных отношений, и
тем самым влияла на сплоченность
коллектива, его продуктивность. Эти
положения проверены
В общем виде задачей социометрии
является изучение неофициального структурного
аспекта социальной группы и царящей
в ней психологической
Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.
Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).
Суть "общей теории социометрии"
состоит в утверждении того, что
социальные системы являются притягательно-отталкивающе-
Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено:
Внедрение этого метода в исследования в отечественной психологии связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Общая процедура проведения
при социометрическом исследовании
заключается в следующих
1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап: Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
3-й этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
4-й этап: Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При проведении социометрии, возможны два варианта:
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
В ней каждый член группы
должен указать свое отношение к
другим членам группы по выделенным критериям
(например, с точки зрения совместной
работы, участия в решении деловой
задачи, проведения досуга, в игре и
т. д.) Критерии определяются в зависимости
от программы данного
5-й этап: Непосредственно проведение социометрии.
Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
6-й этап: Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:
Явления, изучаемые в психологии
настолько сложны и своеобразны,
в такой степени труды для
научного исследования, что на протяжении
всей истории существования
Размещено на Allbest.ru
1Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / А.С. Штерн; Под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. - М.: Флинта: Московский психолого - социальный институт, 2003 - с. 9
2Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, с. 39
3Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - с. 42 - Серия: Основы наук.
4Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - с. 42 - Серия: Основы наук.
5Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003кн. 1: Общие основы психологии. - с 21
6Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - с. 44 - Серия: Основы наук.
7Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003кн. 1: Общие основы психологии. - с. 22
8Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - с. 45 - Серия: Основы наук.
9Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003кн. 1: Общие основы психологии. - с 23
10Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - с. 46 - Серия: Основы наук.