Методы исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Содержание работы

1.Методы исследования в психологии.
2.Мышление, его виды. Соотношение мышления и речи.
3.Самоконтроль и саморегуляция.
4.Имя в истории психологии: Джон Уотсон (1878-1958).

Файлы: 1 файл

Методы исследования в психологии.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

Речевое мышление – это  сложное динамическое целое, в котором  отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию  ее во внутреннем слове – в значениях  внешних слов – и, наконец, в словах.

3. Самоконтроль  и саморегуляция.

Самоконтроль  
Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. 
В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Никогда не выпускайте себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей работе. 

Саморегуляция 
Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять  чувствами и обуздывать их, но и  этому можно научиться. Саморегуляция  служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических  ситуациях.

Если все же контроль над  чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво  пройти по кабинету, делая, скажем, на два  шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую  роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это  позволяет обнаружить несовместимость  своих принципов, мыслей, поступков  и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов  поведения. При этом надо иметь в  виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее  функционирует саморегуляция.

 

 

 

4. Имя в истории психологии: Джон Уотсон (1878-1958 гг.)

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста» и стал основателем бихеоризма

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Б. Уотсон (1878—1958), автор манифеста нового направления «Психология с точки  зрения бихевиориста1», считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению. В классическом бихевиоризме схема «стимул — реакция» (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды.

Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению поведения  младенцев и пришел к выводу, что  ребенок может быть рассмотрен как  «живой кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций». Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции): гнев (в  ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при потере опоры или при  резком звуке удара молотка по стальному бруску), любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями). Постепенно над этими инстинктивными реакциями  надстраиваются условные реакции, и  возникает расширяющийся поток  поведения. Из всех возможных реакций  отбираются и закрепляются те, которые  способствуют наилучшей адаптации  к условиям жизни.

Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать  реакция страха на новый стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории психологии под именем «Маленький Альберт», который сначала  не испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу (условный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в гонг (безусловный  стимул) за его спиной. Несколько  повторений громкого звукового сигнала  в сочетании с показом крысы  привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал  плакать и стремился скрыться, что свидетельствовало о выработке  реакции сильного страха (обусловленной  реакции). К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество  предметов- стимулов, в чем-то сходных  с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. (Такой  способ объективного экспериментального подхода к исследованию детской  психики, без учета возможных  негативных последствий, вызвал широкую  критику. Позже были разработаны  этические нормы поведения исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профессиональных этических  принципов.)

Исходя из результатов экспериментов  с младенцами, бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды (стимуляции), чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать  возможные реакции, вызывать желательные  формы поведения и избегать появления  и закрепления неподходящих (страхов, капризов, избалованности).

Обратите внимание на образ желательного, «идеального» ребенка, ярко нарисованный Уотсоном: «...Это ребенок, который  никогда не плачет, кроме тех случаев, когда испытывает действительную боль, который умеет всецело заниматься работой или игрой, который быстро выучивается самостоятельно преодолевать маленькие трудности, встречаемые  им в окружающей среде, а не бежит  за помощью к взрослым, который  своевременно вырабатывает и закрепляет здоровые навыки для преодоления  жизненных невзгод и трудностей, обладает социальными навыками, которые  делают для взрослых приятным совместное пребывание с ним, охотно бывает со взрослыми, не претендуя на специальное  внимание к нему, ест то, что предложат, отдыхает, когда приходит время, в  конце второго года приобретает  навыки трехлетнего, ...приходит к подростковому  возрасту настолько хорошо подготовленным, ...что юность для него — естественное начало зрелого возраста, и который  наконец в зрелом возрасте оказывается  настолько хорошо тренированным  в трудовых и социальных навыках, что никакие жизненные препятствия  и невзгоды не могут сломать его  в борьбе за достижение поставленных целей».

Этот ребенок, удобный для взрослых («никогда не плачет», «умеет всецело  заниматься», «быстро выучивается», а «не бежит за помощью к  взрослым», «своевременно вырабатывает», «не претендуя на специальное  внимание к нему»), напоминает собой  хорошо отлаженный механизм, в котором  не остается места активности, эмоциональности  и саморазвитию.

Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и  писал об этом в свойственной ему  радикальной манере: «Человечество, несомненно, значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами».

В работе «Психологический уход за ребенком»  Уотсон наметил некоторые условия, которые помогут воспитать физически  и психологически здоровых детей. Прежде всего речь идет о жестком режиме дня, о наличии специальной комнаты  для ребенка, в которой можно  было бы оградить от воздействия неподходящих стимулов, а также о дозированности в проявлениях нежности и любви  по отношению к ребенку (дабы избежать позиции снисходительности у  взрослого и ощущения вседозволенности у детей).

Уотсон категорически заявлял  о приоритетной силе воздействия  окружения на формирование определенной, строго заданной модели поведения у  всех людей. Он говорил, что из дюжины нормальных, здоровых младенцев при  направленной организации среды  можно вырастить кого угодно: или  абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми  вкусами и поведением, или каждого  сделать специалистом в отдельной  области — врачом, торговцем или  вором.

Центральный вывод классического  бихевиоризма состоит в следующем: развитие психики происходит при  жизни ребенка и зависит в  основном от социального окружения. Главное внимание в исследованиях  детского развития уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между  стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда рассматривалась  как непосредственное физическое окружение  ребенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития.

Механизм классического обусловливания до настоящего времени считается  одним из основных в психическом  развитии человека, но действие его  ограничено лишь некоторыми, не самыми сложными формами поведения. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образованию  характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени (например, укол иголкой  — отдергивание руки).

Слабость позиции Уотсона в  том, что при классическом обусловливании происходит связывание уже имеющихся  в репертуаре индивида реакций и  новых стимулов. Научение сложным  навыкам, требующим активности самого человека (таким, как речь, решение  математических задач или игра на музыкальном инструменте), объяснить  с точки зрения классического  обусловливания весьма затруднительно. Выяснение вопроса о том, как  же возникают совершенно новые для  индивида формы поведения, потребовало  разработки новых моделей научения.

1 Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями  бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

 


Информация о работе Методы исследования в психологии