Методы исследования в специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования, ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования.
Цель данной контрольной работы - рассмотреть методы исследования в специальной психологии.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Содержание работы

Актуальность применения методов исследования в специальной психологии.
Методы исследования.
Наблюдение.
Эксперимент.
Метод беседы.
Тесты.
Изучение результатов деятельности.
Значение применения методов исследования в специальной психологии.

Файлы: 1 файл

методы исследования в спецпсихологии.docx

— 51.80 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ВПО

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И

КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Контрольная работа по теме:

«Методы исследования в специальной психологии»

 

 

                                      Выполнено:

                                                                        слушателем 2 курса

                                                                                  Корень Е.А.

                                           

 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                        Бгажнокова И.М..

к.пс.н., профессор, зав.  кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ГАОУ ВПО МИОО

                                                                              

 

 

 

 

 Москва - 2013

 

  

       Методы исследования в специальной психологии.

 

 

План:

  1. Актуальность применения методов исследования в специальной психологии.
  2. Методы исследования.
    1. Наблюдение.
    1. Эксперимент.
    2. Метод беседы.
    3. Тесты.
    4. Изучение результатов деятельности.
  1. Значение применения методов исследования в специальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность применения методов исследования в специальной психологии.

     Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования, ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.  Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования.

    Цель данной контрольной работы - рассмотреть методы исследования в специальной психологии.

     Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. 
      Специальная психология объединяет ряд смежных дисциплин: патопсихологию, олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию и др.   Патопсихология исследует причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга. Сурдопсихология изучает особенности деятельности человека при дефектах слуха, а тифлопсихология — при дефектах зрения. Таким образом, специальная психология имеет конкретный предмет изучения — аномальное развитие человека.

      Специальная психология – это наука, изучающая особенности развития психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, речи, мышления и др.), разнообразных видов деятельности (игры, учения, труда), а также эмоционально-волевой сферы, черт характера и личности умственно отсталого ребенка, называется олигофренопсихологией.

    Теория и практика олигофренопсихологии в своем развитии опирается на достижения общей и детской психологии, целого ряда отраслей медицины, а также педагогики и других смежных дисциплин. Современная олигофренопсихология характеризуется интеграцией различных областей знаний: медицинской генетики, физиологии, детской психиатрии, патопсихологии, невропатологии, возрастной психологии, а также олигофренопедагогики и логопедии. Сведения из названных дисциплин позволяют расширить круг научных проблем, направленных на раннюю диагностику умственной отсталости, не только на изучение психики аномального ребенка, но и на определение возможности сглаживания, коррекции, а иногда и компенсации дефекта умственного развития.

     Для развития детей с умственной недостаточностью, необходимо вникнуть в многообразие задач, исследуемых сегодня в олигофренопсихологии. Обобщенно их можно сформулировать следующим образом:

1) изучение закономерностей  и особенностей психического  развития умственно отсталых  детей с разнообразной структурой  дефекта;

2) дальнейшее исследование  психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания;

3) разработка достоверных  психологических методов дифференциальной диагностики в систематике интеллектуальных нарушений.

 

Методы психического исследования.

      Всякая наука основана на фактах. Она собирает их, сопоставляет  и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного  исследования, т.е. те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

       Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все новое, передовое, что появляется в методах других наук.

      «Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

      Особая роль в разработке научных основ дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому (1896—1934), который рассматривал личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. В отличие от тестологов, констатировавшими лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей. Он считал обязательным учитывать не только то, чего тот уже достиг на предшествующих жизненных циклах, но главным образом установить ближайшие возможности детей, «учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются».

      Л. С. Выготский предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Особенно остро он поставил вопрос о необходимости установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности.

     Очень важным является требование Л. С. Выготского изучать интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимосвязи.

В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931 г.) Л. С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в себя следующее:

1) тщательно собранные  жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения;

2) историю развития ребенка;

3) симптоматологию (научное  констатирование, описание и определение симптомов) развития;

4) педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса);

5) прогноз (предсказание  характера детского развития);

6) педагогическое или  лечебно-педагогическое назначение.

       Раскрывая каждый из этих этапов   исследования, Л. С. Выготский указывал на наиболее важные его моменты. Так, он подчеркивал, что необходимо не просто систематизировать выявленные симптомы, а проникнуть в сущность процессов развития. Анализ истории развития ребенка, по мнению Л. С. Выготского, предполагает определение внутренних связей между сторонами психического развития, установление зависимости той или иной линии развития ребенка от вредоносных влияний среды. Дифференциальная диагностика должна строиться на основе сравнительного исследования и не ограничиваться измерением интеллекта, а учитывать все проявления и факты созревания личности. Все эти положения Л. С. Выготского являются большим достижением отечественной науки.

        Таким образом, Л. С. Выготский считал, что антисоциальность является результатом неблагоприятных условий жизни и воспитания. Он  признавал, что развитие аномального ребенка будет происходить на фоне основного дефекта умственной недостаточности, поэтому возможности для достаточно полного развития высших форм познания окажутся для него закрытыми, однако есть обходной путь в создании высших форм поведения; и у такого ребенка — это система корригирующего воспитания и обучения. Таким образом, умственно отсталый ребенок может достичь определенного уровня развития, он нуждается в создании благоприятных условий, которые будут являться основой компенсации интеллектуального дефекта.

      Л. С. Выготским выдвинул другой важный аспект — это учет «зоны ближайшего развития» ребенка. Смысл его заключается в том, что педагог должен в своей работе опираться не только на знания и умения, приобретенные ребенком, но и учитывать, как справляется ученик в процессе обучения с теми заданиями, которые еще недавно самостоятельно выполнить не мог. Обучение, по его мнению,  должно забегать вперед и подтягивать развитие ребенка за собой, что способствует переходу из зоны актуального развития в зону его ближайшего развития.

      Методы изучения должны быть объективными. Это означает, что любое проявление психики следует рассматривать таким, каково оно есть в действительности. Объективное изучение предполагает исследование разнообразных видов деятельности — игры, учебы, труда, так как именно в них наиболее ярко проявляются особенности психики детей.

      Методы психологии необходимы для решения практических задач. Изучая психическое развитие ребенка с умственной недостаточностью, учитывая основные закономерности его развития, следует разобраться в причинах умственной отсталости и на основе тщательного анализа наметить определенные приемы воспитания и обучения. Другое важное требование, предъявляемое современной психологией к научному исследованию, заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность его состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, и исследователь, стремясь восстановить все моменты его диалектического развития, изучает психический факт в его конкретной истории. Генетический принцип построения исследования, который получил название метода продольного изучения личности, особенно важен применительно к изучению психики умственно отсталого школьника. С помощью данного метода психическое развитие анализируется не только путем сопоставления характеристик отдельных возрастных этапов развития и соотношения их между собой, но и путем многолетнего систематического изучения личности ребенка в специально организованных условиях его обучения и воспитания.

     В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным относят методы наблюдения и эксперимента, а к вспомогательным — методы беседы, тестов, анкет, анализа продуктов и процесса деятельности, катамнестический метод.   

     Рассмотрим  основные методы, используемые при изучении умственно отсталых детей.  

     Наблюдение – это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных  условиях. Особенность наблюдения в психологии состоит в том,  что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению движения, словесные высказывания и т. д.  Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования - определения психологического смысла.

    С помощью метода наблюдения исследователь фиксирует разнообразные факты психической деятельности, совершающиеся в повседневной жизни. Наблюдение имеет научную ценность лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием, а объясняет психологическую природу этих фактов. Объяснить же наблюдаемое явление поможет гипотеза, проверка или опровержение которой — суть дальнейших наблюдений. Следует подробнее остановиться на основных требованиях к научным наблюдениям:

  1. Наблюдение должно осуществляться в естественных условиях, когда ребенок не знает, что является объектом наблюдения, иначе нарушается главное условие данного метода.

  1. Следует дать по возможности исчерпывающее и точное описание поведения ребенка в самых разнообразных    ситуациях (учебной, игровой деятельности, при общении с детьми и взрослыми и т. д.).

  1. При наблюдении необходимо избегать субъективных толкований и оценок.

  1. Наблюдение требует точного описания факта, а не истолкования его, так как последнее может быть спорным. Прежде чем прийти   к  окончательным  выводам,   необходимо   проверить  свои наблюдения на других детях при других условиях.

  1. При объяснении нужно умело пользоваться словами и психологическими терминами, используя лишь те, которые  имеют однозначный смысл и точно соответствуют наблюдаемому явлению.

  1.  Делая выводы и обобщения наблюдений, следует учесть все данные о прошлом развитии ребенка.

      Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить  типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.

Информация о работе Методы исследования в специальной психологии