Используя
только метод наблюдения, исследователь
не может повторить тот или иной наблюдаемый
факт, а для того чтобы уточнить и вывести
определенную закономерность, следует
проверить и уточнить впечатления
от первого наблюдения. Поэтому
для выявления психологических законов
применяется самый надёжный и достоверный
метод — эксперимент.
Эксперимент — это специально
организованная форма изучения какой-то
стороны психического развития. Основные
достоинства этого метода заключаются
в том, что, в отличие от наблюдения, в эксперименте
исследователь сам создает необходимые
условия для возникновения изучаемого
психического явления. Имея возможность
вызывать его искусственно, экспериментатор
варьирует, видоизменяет условия, тем
самым, выявляя значение меняющихся условий
для установления закономерных связей,
определяющих изучаемый процесс.
Научный эксперимент позволяет
широко использовать различную аппаратуру
и специальные приборы, при помощи которых
можно точно измерить время протекания
психических процессов (например, скорость
формирования учебного или трудового
навыка, особенности зрительных восприятий,
быстроту реакций и др.). Как и метод наблюдения,
эксперимент требует соблюдения определенных
правил:
1. Приступая к эксперименту,
необходимо разработать детальный
план его проведения, при этом следует
учитывать соответствие поставленной
задачи с возможностью
ее выполнения ребенком.
- В ходе эксперимента нужно создать
благоприятную эмоциональную обстановку,
чтобы устранить чувство застенчивости,
неловкости и другие побочные факторы,
мешающие выявлению того, что будет изучаться.
- Любой эксперимент требует
многократного повторения (с одним и тем
же ребенком или группой детей). Необходимо
всякий раз учитывать новые условия и
особенности детей (их возраст, состояние во время опыта, умение использовать
помощь экспериментатора для решения
поставленной задачи и др.).
- Ход эксперимента и его результаты
должны найти самое подробное отражение
в протоколе, в котором указываются краткие
сведения об испытуемом (фамилия, имя,
возраст), время проведения эксперимента,
подробно описывается все, что происходит
при исследовании.
- При обработке полученных результатов
следует использовать методы математической
статистики, особенно если данные имеют
количественный характер.
Проводя исследование
при одинаковых условиях с разными испытуемыми,
экспериментатор может установить возрастные
и индивидуальные особенности протекания
психических процессов у каждого из них.
Разновидностями
экспериментального метода являются
методы беседы, катамнестический и метод
тестов и анкет, которые применяются на
разных стадиях исследования.
Метод беседы
необходим для первичной ориентировки,
для уточнения выводов, полученных методом
наблюдения. При этом для проведения беседы
экспериментатору следует разработать
четкую систему вопросов. Опрос желательно
проводить в привычных для испытуемого
условиях, в спокойной обстановке, в постановке
вопросов необходимо избегать подсказки.
Для того чтобы сделать какие-то общие
выводы, опрос должен охватывать наибольшее
число испытуемых.
Метод беседы и анкетный
метод имеют определенное значение, связанное
со сбором и анализом словесных показаний
высказываний испытуемых. При правильном
их проведении они позволяют выявлять
индивидуально психологические особенности
личности, склонности, интересы, вкусы,
отношения к жизненным фактам и явлениям,
другим людям, себе. Сущность этих методов
заключается в том, что исследователь
задает испытуемому заранее подготовленные
и тщательно продуманные вопросы.
Ответы тщательно,
точно записывают. Одновременно исследователь
наблюдает за характером речевых высказываний
степенью уверенности ответов, заинтересованностью
или равнодушием, характером выражений,
а также поведением, выражением лица, мимикой
испытуемых.
Тесты относятся
к вспомогательным методам, т.к. это особый
вид экспериментального исследования,
представляющий собой специальное задание
или систему заданий. Испытуемый выполняет
задание, время выполнения которого обычно
учитывают. Тесты применяют при исследовании
способностей, уровня умственного развития,
навыков, уровня усвоения знаний, а также
при изучении индивидуальных особенностей
протекания психических процессов. Тестовое
исследование отличается сравнительной
простотой процедуры, оно кратковременно,
проводится без сложных технических приспособлений,
требует самого простого оснащения часто
это просто бланк с текстами задач. Результат
решения теста допускает количественное
выражение и тем самым открывает возможность
математической обработки. Отметим и то,
что в процессе тестовых исследований
не учитывается влияние многочисленных
условий, которые так или иначе влияют
на результаты настроение испытуемого,
его самочувствие, отношение к тестированию.
Неприемлемыми являются попытки с помощью
тестов установить предел, потолок возможностей
данного человека, прогнозировать, предсказывать
уровень его будущих успехов.
В настоящее время
наиболее распространенной батареей тестов,
предназначенной для измерения умственных
способностей, является батарея Д. Векслера.
Этот автор отобрал из психологических
методик всех стран наиболее распространенные,
провел апробацию на большом количестве
американских школьников и опубликовал
таблицы, по которым экспериментатор может
установить интеллектуальный коэффициент
ребенка, подростка, а также взрослого.
Как и все тестологи, Векслер считал, что
экспериментатор не должен вмешиваться
в процесс выполняемой ребенком работы.
Его функция ограничивалась учетом заранее
обусловленного времени на выполнение
каждой из задач. Экспериментатор должен
был ограничиваться подсчетом суммы баллов
но числу правильно решенных в срок задач.
Проведение такого
тестового исследования требует, разумеется,
навыков и умений. Однако при этом не предполагается
наличия ни педагогических, ни медицинских
знаний. Существенно также содержание
задач, входящих в состав теста Векслера.
Они включают вопросы, выявляющие общую
осведомленность, умение решать арифметические
задачи, определять понятия (в том числе
и сложные), а также обычные для работы
с детьми задачи на складывание разрезанных
картинок, установление последовательности
событий, складывание фигур Кооса и др.
Наибольшее значение придается показателям
вербальных тестов.
При всяком тестировании
экспериментально исследовались навыки,
умения, знания и скорость действий ребенка.
А дальше производилась подмена понятий.
Достижения ребенка при решении задач,
выявляющие его подготовленность, осведомленность,
зависели от условий воспитания, а количество
этих достижений, т. е., конкретнее, количество
правильно решенных (за ограниченное в
секундах время) задач, рассматривалось
как показатель величины природного ума
ребенка.
Профессор
А. Анастази пишет о том, что полученные
при помощи тестов показатели выявляют
лишь уровень знания испытуемым культуры
своего окружения. Они не имеют ни прогностического,
ни диагностического значения.
Так, по поводу
шкал Векслера А. Анастази пишет: "Тридцатилетние
исследования перечисленных форм структурного
анализа шкал Векслера выявили их незначительную
диагностическую ценность".
Л. С. Выготский считал,
что надежда на "измерители" психики
неосновательна, что неуместны упреки
в субъективности экспериментатору, работающему
в области патологии. "Чрезмерная боязнь,
- писал Л. С. Выготский, - так называемых
субъективных моментов в толковании и
попытка получить результаты наших исследовании
чисто механическим, арифметическим путем,
как это имеет место в системе Бине, ложны.
Без субъективной обработки, т. е. без мышления,
без интерпретации, расшифровки результатов,
обсуждения данных нет научного исследования".
При фиксации
лишь конечного результата работы с тестом,
механическом подсчитывании плюсов и
минусов, полученных за ответы, не представляется
возможным проследить характер деятельности
детей. Все это приводит к трудностям и
ошибкам при диагностировании умственной
отсталости, особенно когда обследуются
дети пограничных состояний.
Таким образом,
нет ничего удивительного в том, что отбор
детей в коррекционные школы проводится
без применения тестового метода, без
попыток чисто количественного измерения
ума ребенка. Сторонники подобных измерений
исходят из того, что ум представляет собой
однородное, стабильное качество; такие
измерения игнорируют взаимосвязь умственного
развития детей с процессом обучения.
Результаты
деятельности детей - это созданные
ими книги, картины, проекты и т. д. По ним
можно в известной мере судить об особенностях
деятельности, которая привела к их созданию,
и включенных в эту деятельность психических
процессах и качествах. Анализ результатов
деятельности считается вспомогательным
методом исследования, так как дает надежные
результаты только в сочетании с другими
методами наблюдением, экспериментом.
Значение применения
методов исследования в специальной психологии.
Дети с отклонениями
в развитии нуждаются в особом внимании
и заботе. Для того чтобы помощь этим детям
была более эффективной, необходима ранняя
диагностика их состояния. Важно не просто
установить наличие того или иного дефекта,
но и определить его характер, структуру,
те качественные и количественные показатели,
которые могут служить основанием для
помещения ребенка в соответствующее
учреждение и последующей коррекционной
работы.
Итак, в специальной психологии
используют целый ряд методов. Какой из
них рационально применить, решают в каждом
отдельном случае в зависимости от задач
и объекта исследования. При этом обычно
используют не один какой-нибудь метод,
а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих
друг друга.
Основной целью
специального психологического сопровождения
в системе образования является выявление,
устранение и предотвращение дисбаланса
между процессами обучения и развития
детей с недостатками в психофизическом
развитии и их возможностями.
Литература:
Анастази А. Психологическое
тестирование. Пер. с англ. М., 1982.Кн.1.
Бгажнокова И.М. Психология
умственно отсталого школьника. М. 1987.
С. 13-19.
Забрамная С.Д. Наглядный материал
для психолого-педагогического обследования
детей в медико-педагогических комиссиях.
М. 1988.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
диагностика умственного развития детей.
М. 1995.
Крутецкий В.А. Психология. М.1986г.
Люблинская А.А. Детская психология.
М. 1971.
Рубинштейн С.Я. Психология
умственно отсталого школьника. М. 1986.
Семаго Н., Семаго М. теория и
практика оценки психического развития
ребенка. Дошкольный и младший школьный
возраст. С.-Пб. 2005.
Научные методы
Научный метод —
это исторически выработанный способ
получения достоверных сведений об изучаемом
предмете. К общенаучным методам, которыми
пользуются многие науки, и в том числе
психология, относятся:
сбор анамнестических
данных и ряд других.
Научные методики
Своеобразие использования
касается, прежде всего, не методов, а методик. Методика — это конкретное
воплощение метода, определенная техника
его реализации. Самих методик или
техник, в отличие от методов, может быть великое
множество.
Метод эксперимента
в специальной психологии
Утверждение о том, что эксперимент
является для психологии основным и главным
методом, весьма относительно. Каждый
метод имеет свои достоинства и недостатки. Какой метод является
ведущим в данный момент, зависит от:
мастерства психолога и пр.
Кроме того, в специальной психологии
нередки случаи, когда по целому ряду
причин ребенок оказывается недоступен
экспериментальному исследованию.
В подобных случаях ведущими становятся
другие методы.
Разновидности экспериментального
метода
Эксперимент имеет несколько
разновидностей:
индивидуальный и групповой,
констатирующий и формирующий,
лабораторный и естественный.
В практике специальной психологии
используются все перечисленные виды,
но предпочтение отдается:
формирующему экспериментам.
В отношении последнего следует
особо подчеркнуть, что несмотря на его
трудоемкость, в отличие от
констатирующего эксперимента
—
фиксирующего только наличный
уровень развития
той или иной стороны психики,
формирующий эксперимент
позволяет раскрыть
сам процесс достижения
того или иного результата,
а главное — весьма точно определить
потенциальные возможности
испытуемого,
т. е. зону его ближайшего
развития.
Именно эта сторона развития
особенно важна в исследовательской практике
специальной психологии. Благодаря использованию
формирующего эксперимента удается весьма продуктивно
решить задачу по дифференциации 3-ёх основных
характеристик психического развития:
возрастных,
индивидуальных,