Методы экстренной психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Реакции горя возникают в ситуации какой-либо утраты (смерть близкого человека, развод, длительная разлука, тяжелые операции, связанные с ампутацией и т.п.).
Фазы горя
1. Шок и оцепенение
продолжительность этой фазы от нескольких секунд до нескольких недель
Признаки:
ощущение нереальности происходящего
ощущение увеличения эмоциональной дистанции от окружающих
душевное онемение и бесчувственность

Файлы: 1 файл

методы экстренной психологической помощи.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

РЕАКЦИИ ГОРЯ

Реакции горя возникают в  ситуации какой-либо утраты (смерть близкого человека, развод, длительная разлука, тяжелые операции, связанные с  ампутацией и т.п.).

Фазы  горя

1. Шок  и оцепенение

продолжительность этой фазы от нескольких секунд до нескольких недель

Признаки:

  • ощущение нереальности происходящего
  • ощущение увеличения эмоциональной дистанции от окружающих
  • душевное онемение и бесчувственность
  • малоподвижность, сменяющаяся минутами суетливойактивности
  • прерывистое дыхание, особенно на вдохе
  • потеря аппетита
  • трудности с засыпанием
  • появление манеры поведения умершего (ушедшего)

2. Фаза  страдания длится 6-7 недель

Признаки:

  • ощущение присутствия умершего
  • идеализирование умершего
  • раздражительность, злость, чувство вины по отношению к умершему
  • ослабление внимания, невозможность на чем-либо сконцентрироваться, нарушение памяти на текущие события
  • тревога, желание уединиться
  • нарушение сна
  • сексуальные нарушения
  • вялость; ощущение, будто пусто в желудке, ком в горле
  • повышенная чувствительность к запахам

3. Фаза  принятия  обычно заканчивается через год после утраты

Признаки:

  • восстанавливаются сон и аппетит
  • утрата перестает быть главным событием в жизни
  • иногда могут быть острые приступы горя
  • появляется способность планировать свою жизнь с учетом потери

4. Фаза  восстановления

Признаки:

  • горе сменяется печалью
  • потеря воспринимается как что-то неизбежное

Болезненные реакции горя

Реакции горя могут проявиться не сразупосле трагического события. При их задержке возникают иные реакции:

  • повышается активность без чувства утраты;
  • появляются симптомы заболевания умершего человека;
  • развиваются болезни «на нервной почве»;
  • наблюдаются апатия, безволие;
  • снижается самооценка, возникает чувство собственной неполноценности;
  • появляются мысли о самонаказании (самоубийстве).

 
СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ

Отношение больного к тому, что его ожидает, меняется следующим  образом:

  • ОТРИЦАНИЕ - «Нет, не я!»
  • ГНЕВ - «Почему именно я?»
  • «ТОРГ» - больной вступает в переговоры, обещая за продление своей жизни, например, быть послушным, стать верующим
  • ДЕПРЕССИЯ - больной не задает вопросов, плачет, замыкается в себе
  • ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ 

Помните! Необходимо как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того, что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Принято считать, что нужно «бороться со смертью до конца». Однако более важно, чтобы человек принял смерть на духовном уровне. 

Необходимая помощь:

  • Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти. Эпикур утверждал: «Смерть не имеет с нами ничего общего. Когда мы живем, смерти нет. Когда она есть, уже нет нас».
  • Разговаривайте с больным как можно больше. Просите, чтобы он рассказывал о различных эпизодах своей жизни. Побуждайте его задуматься об успехах, жизненных достижениях.
  • Не оставляйте больного одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.
  • Исполните давние желания больного или хотя бы помогите прожить в воображении то, что так и не осуществилось.
  • Если больной человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать его от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые он хотел бы сделать, завершить.

Помните! Необходимо найти ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело), который поможет смертельно больному человеку прожить остаток жизни без душевных терзаний.

 
СМЕРТЬ БЛИЗКОГО

Помощь  взрослому

Фаза  шока

  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Говорите об умершем в прошедшем времени.
  • Чаще прикасайтесь к пострадавшему (обнимайте, кладите руку на плечо, берите его руку в свою).
  • Давайте ему возможность отдохнуть. Следите за тем, чтобы он принимал пищу.
  • Помогайте пострадавшему принимать необходимые решения.
  • Привлекайте пострадавшего к организации похорон.
  • Не говорите: «От такой утраты никогда не оправиться, только время лечит, на все воля Божья» и т. п.
  • Убедите пострадавшего по возможности отказаться от психотропных средств.

Фаза  страдания

  • Дайте пострадавшему возможность побыть одному, отдохнуть.
  • Не пытайтесь прекратить плач, не мешайте проявлять злость.
  • Разговор об умершем переводите в область чувств.
  • Давайте пить много воды (до двух литров в день).
  • Обеспечьте пострадавшему физические нагрузки (прогулки по 45 минут).
  • Внушайте, что страдание будет не всегда, что все можно пережить, что утрата - это не наказание, а часть нашей жизни, что в утратах нет смысла, цели, плана, не надо их искать.
  • Отнеситесь к пострадавшему с вниманием, но будьте с ним строги.
  • Объясните, что окончание скорби - это не то же самое, что забыть любимого человека.

Фаза  принятия

  • Переводите разговоры об умершем на тему будущего. Женщины и мальчики-подростки охотнее будут разговаривать о собственной внешности, мужчины - о работе, девочки-подростки - о перспективах учебы или работы.
  • Обращайте внимание пострадавшего на его здоровье, так как в этот период может резко снизиться иммунитет.

При болезненных реакциях горя и «застревании» на длительное время в фазе страдания необходима квалифицированная психологическая помощь.

Обратите особое внимание на страдающего:

  • если имеется психическое заболевание;
  • если он потерял ребенка;
  • если умерший был единственным родственником;
  • если смерть наступила при невыясненных обстоятельствах, тело не было найдено, гибель произошла в результате самоубийства.

Если своевременно не оказать  помощь, состояние пострадавшего  ухудшится. Это может привести к  сердечным и инфекционным заболеваниям, несчастным случаям, алкоголизму, депрессии  и другим расстройствам. От людей, переживших смерть близких можно услышать: «Со  мной все в порядке», «Не береди рану». Чаще всего это лишь прикрытие  своей неспособности говорить о  происшедшем. Знайте: такое состояние  очень опасно для здоровья.

Помните! Мужчины в скорби подвергаются большему риску, чем женщины, так как они менее склонны говорить о своих проблемах с близкими.

Помощь  ребенку

Если после трагического события у ребенка возникли трудности  в учебе, он боится оставаться один, появились головные боли, аллергии, энурез, проблемы с пищеварением, немедленно обращайтесь к специалисту (психологу, психотерапевту).

Не отправляйте ребенка  на время пожить в другое место.

Необходимо больше внимания уделять ребенку, если он не проявляет  никаких чувств по поводу случившегося. Молчание — сигнал об опасности. (Так  же как у взрослых).

У подростка реакция горя часто проявляется в агрессивном  или асоциальном поведении. Поговорите с ним о его чувствах, поделитесь собственными. Если у подростка умер товарищ (особенно если это самоубийство), предложите ему пойти на консультацию к психологу.

Помните! Детям в разговоре важен эмоциональный настрой собеседника. Им ещё трудно понять что-то неконкретное, абстрактное и определить причинно-следственные связи.

Не обманывайте  ребенка

  • Обязательно сообщите о смерти близкого. Маленькому ребенку объясните, что такое смерть. Скажите, что умершего человека он больше никогда не увидит. Не говорите, что человек уснул, ушел, его Бог забрал и прочее.
  • Создайте атмосферу, в которой ребенку будет легко спрашивать и выражать свои чувства.
  • Дайте ребенку возможность участвовать в разговорах об умершем, о похоронах.
  • Детей старше 3 лет берите на похороны. Заранее рассказывайте простым языком, что они увидят на похоронах.
  • Поделитесь с ребенком собственными чувствами в связи с событием. Уверяйте, что он не всегда будет чувствовать себя так, что Вы всегда здесь и позаботитесь о нем.
  • Чаще прикасайтесь к ребенку.
  • В острой стадии горя освободите ребенка от посещения детского сада, школы.
  • Через 3-4 дня покажите ребенку, что кроме горя есть и другие чувства. Расскажите смешную историю, не связанную с умершим.
  • Дети часто испытывают чувство вины по поводу случившегося. Объясните ребенку, что его вины в этом нет.
  • Дети расценивают смерть близких как предательство. Внушайте, что это не так, что умерший любил его.

Помните! В разговоре с  ребенком не должно быть фальши. Необходимо сесть так, чтобы его и Ваши глаза были на одном уровне.

Если помощь не была оказана  вовремя, возможны очень серьезные  последствия. Ребенок может вырасти  с мыслью, что он не достоин любви. Он будет жить, не стремясь сближаться с другими людьми. Будет причинять  себе боль, чтобы заплатить за зло, которое он якобы сделал.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство  вины, стыда, безысходности, невозможности  контролировать и оценивать события  окружающей действительности, страх  из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

В зависимости от того, кто  явился насильником (незнакомый или  знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному. Если насильником был  незнакомый человек, то жертва в большей  степени склонна видеть причину  происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный  участок дороги и т.д.). Если виновник - знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования  знакомым человеком является менее  острой, но более продолжительной.  
 
Помните! Желательно, чтобы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим.

Помощь  взрослому

  • Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, то избегайте телесного контакта.
  • Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).
  • Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.
  • Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на Вашу поддержку.
  • Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях но и об эмоциях, связанных с событием. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник», «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

Если пострадавший решил  обратиться в милицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении  примет преступников он снова в подробностях переживет ужасную ситуацию. Ему  будет необходима Ваша поддержка!

Помощь  ребенку

Ребенок пережил насилие  со стороны взрослого, сверстника. Возникла сексуальная связь с ребенком в семье.

Способы, которыми дети могут выражать то, что  с ними произошло

У маленьких детейвозможно отражение события в игре и в рисунке (преобладание черно-красной цветовой гаммы, на собственном изображении отсутствуют руки, ярко выражена штриховка в области гениталий).

У детей постарше сообщение  открытым текстом обычно свидетельствует  об отчаянии или о большом доверии  взрослому. Причем старшие дети рассказывают только о части случившегося, тогда как маленькие говорят обо всем прямо. Можно услышать рассказы о третьем лице: «Это показывали по телевизору», «Это произошло с моей знакомой».

Если не оказать психологическую  помощь, то случившееся наложит отпечаток  на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Информация о работе Методы экстренной психологической помощи