Помните! Ребенок, переживший сексуальное
насилие, затрудняется рассказать о случившемся
(он может быть запуган или не найдет слов
для описания того, что с ним произошло).
Переломы, раны, ожоги, поврежденияв
области гениталий могут быть следствием
сексуального насилия.
Происходят изменения
в поведении, в отношениях со взрослыми
и сверстниками.
Возможны следующие реакции:боязливость,
подавленность, агрессивность, ночные
кошмары, нежелание ложиться спать, настаивание
на том, чтобы спать одетым, отказ ходить
в школу, симптомы заболеваний (потеря
аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры).
- Не стремитесь к тому, чтобы ребенок просто побыстрее забыл о случившемся.
- Не сдерживайте чувства ребенка, дайте ему возможность проявить их в игре, рисунке, лепке.
- Создайте для ребенка атмосферу безопасности. Повторяйте, что Вы всегда будете рядом с ним.
Помните! Психика защищается от тяжелого
переживания, поэтому ребенок может не
помнить отдельные моменты случившегося
или события в целом.
НАСИЛИЕ,
СВЯЗАННОЕ С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ
К подобным ситуациям относятся:
ЗАХВАТ ТЕРРОРИСТАМИ, ОГРАБЛЕНИЕ, РАЗБОЙНОЕ
НАПАДЕНИЕ.
За короткое время происходит столкновение
с реальной угрозой для жизни (в обыденной
жизни психика создает защиту, позволяя
воспринимать смерть как нечто далекое
или даже нереальное).
Меняется образ мира, действительность
представляется наполненной роковыми
случайностями. Человек начинает делить
свою жизнь на две части - до события
и после него.
У человека возникает ощущение,
что окружающие не могут понять его
чувств и переживаний.
Помните! Если человек не подвергся физическому
насилию, он все равно получил сильнейшую
психическую травму.
Помощь
взрослому
- Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).
- Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).
- Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).
- Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды. («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты/часы.»)
Помощь
ребенку
Ребенок, пережив насилие
по отношению к себе или членам
семьи, став свидетелем нанесения увечий
другим людям, испытывает такие же сильные
чувства, что и взрослый (страх
повторения события, разрушение иллюзии
справедливости мира, беспомощность).
Прямое насилие над ребенком может
оказаться слишком трудным, невыносимым
для него, что выразится в молчании,
оцепенении.
У ребенка может зафиксироваться
в памяти картина события. Он будет
снова и снова представлять страшные
моменты происшедшего (например изуродованных,
раненых людей или напавшего на него человека).
Связывая действия преступника
с яростью, ненавистью, ребенок теряет
верув то, что взрослые люди могут справиться
с собой. Он начинает бояться собственных
неконтролируемых эмоций, особенно если
у него есть фантазии, связанные с местью.
Ребенок может испытывать
чувство вины(считать причиной события
свое предшествующее поведение).
Ребенок, переживший психотравмирующее
событие, не видит жизненной перспективы
(не знает, что будет с ним через
день, месяц, год; теряет интерес к
ранее увлекательным занятиям).
Помните! Для ребенка пережитое событие
может стать причиной остановки в личностном
развитии.
Необходимая помощь:
- Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил, и Вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).
- Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).
- Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.
- Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.
- Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).
- Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.
- Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).
- Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).
Помните! Нельзя позволять ребенку стать
тираном. Не исполняйте любые его желания
из чувства жалости.
КАТАСТРОФЫ,
АВАРИИ, СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ
При катастрофах, стихийных
бедствиях, взрывах, авариях человек
может оказаться изолированным:
- В АВТОМОБИЛЕ при ДТП
- В ЗАВАЛЕ при взрыве и землетрясении
- НА КРЫШЕ ДОМА, НА ДЕРЕВЕ при наводнении
Для человека, оказавшегося
в завале, любая связь с внешним
миром становится дороже золота. Поэтому
очень важно разговаривать с
пострадавшим. Говорить необходимо громко,
медленно и четко.
Необходимая помощь:
- Сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет.
- Подскажите пострадавшему, как необходимо себя вести:
максимальная экономия сил;
дыхание медленное, неглубокое,
через нос - это позволит экономить
кислород в организме и окружающем
пространстве.
- Запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ
СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА — ПТСР
Если человек пережил
событие, при котором была угроза
для жизни:
- ПРИРОДНАЯ КАТАСТРОФА (пожар, землетрясение, наводнение,
ураган и т.д.)
- АВАРИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
- НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ИЛИ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- ИЗНАСИЛОВАНИЕ
- ПЫТКИ
если человек лишился:
если человек стал свидетелем:
- РАНЕНИЯ ИЛИ ГИБЕЛИ ДРУГИХ
- НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТИ ДРУГИХ
- ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ БЛИЗКИХ
то у него могут проявиться
следующие реакции:
Страх
- за себя и тех, кто дорог
- остаться одному
- что покинет любимый
- «потери контроля» над собой
- что подобное событие может повториться
Беспомощность
- невозможность что-либо предпринять, изменить
Вина
- за то, что пришлось легче, чем другим
- за то, что цел, жив, не травмирован
Сожаление
- из-за того, что что-то не сделано, но что можно было сделать
Стыд
Гнев
- на то, что случилось
- на человека, из-за которого все произошло
- из-за пережитого страха и от обиды
- из-за непонимания окружающих (кажется,
что никто по-настоящему не понимает ни того, что пережито во время ЧП, ни душевного состояния после ЧП)
Состояние
пострадавшего после трагического
события
- НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, БЕССОННИЦА
Трагические обстоятельства «всплывают» в сновидениях. Страх ночных кошмаров вызывает бессонницу.
- ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА к тому, что раньше нравилось и интересовало.
- ОЦЕПЕНЕНИЕ
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ
- ФИЗИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ
- ВНЕЗАПНЫЕ ПОСТУПКИ И ЧУВСТВА («возвращение» в событие). Человек совершает поступки и испытывает чувства, как если бы событие происходило в настоящее время.
- НЕЖЕЛАНИЕ ВСПОМИНАТЬ подробности ситуации, связанной с психической травмой. Желание забыть, «вычеркнуть» мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии.
- ЗАБЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОБЫТИЯ
- ОТСУТСТВИЕ ВЗГЛЯДА В БУДУЩЕЕ. Человек живет настоящим, у него нет надежды на счастливое будущее.
- СВЕРХБДИТЕЛЬНОСТЬ. Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.
Помощь
себе и другим взрослым
Для полного избавления от
ПТСР необходима помощь специалиста (психолога,
психотерапевта). Однако Вы можете помочь
себе и другим ослабить нежелательные
реакции.
- Позаботьтесь о здоровье. Правильно питайтесь. Занимайтесь физкультурой. Стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уделять здоровью больше времени, чем прежде.
- Необходимо позаботиться об эмоциональном комфорте и отводить больше времени на те дела, которые особенно приятны. Неприятности могут усилить симптомы ПТСР.
- Не следует избегать общения. Нужно чаще находиться среди людей, быть полезным другим. Активная социальная жизнь поможет ощутить душевный комфорт.
- Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важны откровенные разговоры -«по душам».
Если пострадавший не Вы,
а Ваш близкий человек:
- Постарайтесь создать условия для «задушевного» разговора. Это необходимо для того, чтобы дать негативным чувствам, переживаниям выйти наружу. Но ни в коем случае не давите на человека, если он против.
- Не отталкивайте пост<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', '