Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:04, доклад
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Требования к проведению наблюдения:
· сохранение естественности психических проявлений;
· должен быть целенаправленным;
· фиксация результатов.
Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):
· определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
· определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
· установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
· выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);
· определение способа
обработки и интерпретации
Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:
· кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
· непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
· выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).
В зависимости выбранного
объекта, внешнего (поведенческие акты,
действия, физиологические изменения)
или внутреннего (переживания, мысли,
психические состояния и
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
Метод самонаблюдения — это
стратегия получения
К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.
Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
Эксперимент — это исследовательская
стратегия, при которой осуществляется
целенаправленное отслеживание какого-либо
процесса в ситуации регламентированного
изменения его отдельных
Эксперимент отличается от наблюдения
в первую очередь тем, что предполагает
специальную организацию
Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль за введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Со времен Ф.Бэкона, экспериментальное доказательство служит основным способом обеспечения научной строгости какого-либо теоретического положения.
Спецификой психологического эксперимента выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Основное достоинство
психологического эксперимента в том,
что он предоставляет возможность
специально вызывать определенные психические
процессы и явления, воздействовать
на их характеристики, устанавливать
зависимость психических
Но эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он — объект исследования. Если это не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр.
Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с испытуемым и может невольно влиять на его поведение.
Принято выделять два основных вида эксперимента:
1) лабораторный эксперимент,
обычно проводимый в
2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
Лабораторный эксперимент
— это исследовательская
Естественный эксперимент
– исследовательская стратегия,
впервые предложенная А.Ф.Лазурским
в 1910 г. Проводится в условиях, близких
к повседневной жизнедеятельности
испытуемого, причем последний не знает,
что участвует в исследовании.
За счет этого достигается высокая
чистота эксперимента. Данный метод
позволяет психологу активно
влиять на экспериментальную ситуацию,
не нарушая ее естественности для
участников. Естественные эксперименты
обеспечивают достоверную информацию,
но не могут проводиться многократно,
поскольку при повторном
В настоящее время широко
обсуждается проблема этичности
проведения психологических экспериментов
этого типа, так как они предполагают
использование скрытой
Особую разновидность представляет полевой эксперимент, предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, максимально приближенной к естественной (экспериментирование в полевых условиях проводится, в частности, в этнопсихологии при исследовании особенностей «национального характера», кросс-культурных различий, форм межэтнического общения). Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется пилотажный эксперимент, результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования. Когда выдвигаются две конкурирующие гипотезы, и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на, так называемой, контрольной группе испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.
В первом случае исследовательская задача сводится к обнаружению констатации структур и связей, складывающихся в ходе индивидуального развития. Во втором — исследование осуществляется в процессе обучения испытуемого и направленного формирования его психических особенностей и процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др. Иными словами, формирующий эксперимент - это исследовательская стратегия, предполагающая выявление закономерностей развития психики в ситуации активного воздействия исследователя на испытуемого (в роли которого обычно выступает ребенок, как объект воспитания и обучения). Синонимы — эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод активного формирования психики.
Формирующий эксперимент
позволяет не ограничиваться регистрацией
выявляемых фактов, а, через создание
специальных условий развития, раскрывать
закономерности, механизмы, динамику и
доминирующие тенденции формирования
психики и становления
Результаты эксперимента могут искажаться в силу ряда факторов — артефактов исследования, связанных с ожиданиями экспериментатора или испытуемых. Один из наиболее частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона (или эффектом Розенталя), который выражается в том, что экспериментатор, глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольно транслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения или другого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении. Влияние испытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом эффекте Хоторна: зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемый намеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.
Устранить (или минимизировать)
эти артефакты помогает применение
метода слепого, суть которого в том,
что испытуемые удерживаются в неведении
относительно целей исследования и
принятых гипотез, а разделение испытуемых
на экспериментальную и
.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
Психодиагностические методы
направлены на выявление устойчивых
качеств и структурных
1) профориентация и профотбор;
2) прогнозирование социального
поведения субъектов, например, стабильности
брака, тенденции к
3) оптимизация процессов воспитания и обучения;
4) консультативная и
5) патодиагностическое обследование пациента (в медицинской или клинической психологии);
6) судебная психолого-
7) прогнозирование
Психологическое тестирование — метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на, определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления. Родоначальником тестирования считается Д.Кэттел, однако впервые этот метод был крупномасштабно и обоснованно применен Ф.Гальюном, которого называют «Галилеем психодиагностики».