Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:04, доклад
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей. Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний личности, их значения переводятся в стандартные (нормированные) данные. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности.
Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.
Все тестовые методики могут
быть подразделены на вербальные (опосредованные
речевой активностью
1) объективные тесты —
методики, предполагающие правильный
ответ, верное решение задачи,
нормативное выполнение
2) стандартизированные
3) проективные техники,
в которых недостаточно
Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.
Анкетирование — основной
метод получения первичной
Диалогические методы предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым.
К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.
Беседа в психологии —
это метод получения
Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.
Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.
В сравнении с анкетированием
интервью предполагает большую свободу
опрашиваемого в формулировке ответов,
их большую детализацию и
Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).
Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.
Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З.Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э.Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены так наз. «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство».
Психогенетические методы призваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики.
Наиболее информативен близнецовый
метод — стратегия
Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metred— измеряю) — созданная Дж.Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).
Термин «социометрия» подвился в XIX в., в связи с попытками применить математические методы в исследованиях социальных явлений.
Социометрия или прикладная
микросоциология представляет специальную
отрасль социальной психологии, изучающую
межличностные отношения
В простейшей модификации социометрической методики (Дж.Морено, 1934) каждому обследуемому предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить последовательный выбор и ранжирование членов группы по критерию их предпочтительности для различных сфер совместной деятельности.
Социометрические тесты
позволяют на основе совокупности ответов
всех членов группы оценить социальный
статус каждого отдельного участника,
структуру межличностных
(ее «коммуникативную общность»), взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и другие показатели. Социометрические данные могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).
Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, различных модификации групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психодрамы и социодрамы.
Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т.д.
Один из методов данной группы — контент-анализ
(дословно «анализ содержания»)