Методы нейропсихологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальное нейропсихологическое исследование направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Эти методы применяются в неврологических и психиатрических клиниках.

Содержание работы

Методы нейропсихологического исследования.
Клиническая диагностика акцентуаций характера.
Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».

Файлы: 1 файл

клиническая психология контрольная.docx

— 126.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Содержание:

 

  1. Методы нейропсихологического исследования.
  2. Клиническая диагностика акцентуаций характера.
  3. Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».

 

 

 

1.Методы  нейропсихологического исследования.

. Экспериментальное нейропсихологическое  исследование направлено на оценку  состояния высших психических  функций, особенностей функционирования  асимметрии полушарий и познавательных  процессов. Эти методы применяются  в неврологических и психиатрических  клиниках.

Нейропсихологическое исследование речи.

К нарушениям речи относят:

  • речевой напор – патологическое речевое возбуждение, потребность говорить;
  • вычурная речь – когда используются необычные, малопонятные, часто неподходящие по смыслу слова, сопровождающиеся гримасничаньем;
  • зеркальная речь, эхолалия – непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих;
  • монотонная речь – отсутствие интонаций;
  • обстоятельная речь;
  • замедленная речь – слишком подробно излагаются маловажные детали;
  • олигофреническая речь – обеднение словарного запаса, грамматического строя, интонации;
  • парадоксальная речь – преобладают противоречивые по смыслу высказывания;
  • персевераторная – многократные повторения одного и того же слова или оборота речи и невозможность подобрать необходимые слова для продолжения речи;
  • пуэрильная речь – у взрослого напоминает лепетание, картавость, интонации детской речи;
  • рифмованная речь – наполненная рифмами, используемыми в ущерб смыслу;
  • скандированная речь – больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова.

При оценке диалоговой речи предлагают ряд вопросов, предусматривающих как односложные, так и развёрнутые ответы. Обычно вопросы затрагивают обыденную жизнь. При оценке учитывается способность понимать вопросы, поддерживать диалог.

При исследовании автоматизированной речи просят перечислить числовой ряд от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20; перечислить месяцы в году. Учитывается правильность и плавность перечисления рядов, пропуски, персеверации.

Повествовательная речь – исследуется с помощью перессказа коротких рассказов вслух, после прочтения их психологом, а также по составлению рассказа по сюжетной картинке. Учитывают, насколько отражены ключевые элементы текста, последовательность, понимание смысла рассказа или картины, а также возможность самостоятельного воспроизведения.

Исследование  отражённой речи – просят повторить:

  • изолированные гласные звуки: а, о, у, и, е, ю;
  • изолированные согласные звуки: эм, эр, эс, дэ, ка;
  • слоги-триграммы: лив, кет, бум, том, тал, гис;
  • серии сложных гласных звуков: а-о-у, у-а-о, о-а-у, у-о-а,;
  • серии оппозиционных слогов: ба-па, па-ба, ка-ха, са-за;
  • различение изолированных гласных звуков и их серий: а-у-у-а-у-а;
  • близкие по звучанию слоги: да-та, да-да, та-та;
  • повторение простых и сложных слов: дом, работа, водопровод, полководец, стратостат;
  • повторение слов, не связанных по смыслу: дом – лес, луч – мак и т.д.

Для исследования понимания испытуемым обращённой к нему речи, просят:

  • объяснить значение и смысл простых команд: «Закрыть глаза», «Поднять руку», «Показать язык»;
  • Флексивных отношений – показать ключ рукой, ручку ключом, ручкой – ключ, ключом – ручку.
  • Отношений между предметами: «положите ручку под книгу», «на книгу», «справа от книги».
  • Понимание конструкций: отец брата и брат отца; сын сестры и сестра сына.
  • Понимание интровертированных конструкций: «Я позавтракал после того, как прочитал газету». Вопрос: «Что ты сделал раньше?»
  • Пробы «Хеда» – «Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо».

Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария головного  мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных  форм речевой деятельности называют афазией.

На основании выше перечисленных  методик нейропсихологического  исследования речи возможно выявление  следующих синдромов нарушения  высших корковых функций:

1. Эфферентная (вербальная) моторная афазия – локализация очага поражения в нижних отделах левого, доминантного по речи полушария головного мозга – зона Брока. Дефект речи проявляется в нарушении плавности, персеверации, неспособности проанализировать услышанные или произносимые слова. Сопровождается речь напряжением, запинанием, смазанностью произношений. Как движения, так и речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминая речевую продукцию механических устройств, т.е. страдает экспрессивная сторона речи и понимание, особенно при быстром темпе обращённой к больному речи.

2. Динамическая  афазия – очаг поражения располагается несколько кпереди и выше зоны Брока в левом полушарии головного мозга, в результате чего возникают дефекты, связанные с нарушением внутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются («дефект речевой инициативы»). Как правило, больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в нём слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны. Речь скудная, стереотипная.

3. Акустикомнестическая афазия – связана с поражением височно-теменной области левого полушария. Поражение речи связано с тем, что больной не может дать название предмета, он заменяет название описанием назначения или ситуацией применения, в которой он встречается. Произносительных нарушений нет.

4. Семантическая  афазия – локализация очага поражения в области над краевой извилиной теменной доли левого полушария. Проявляется в нарушении понимания и оперирования грамматическими категориями, а именно, конструкцией родительного падежа, временными отношениями, пространственными отношениями. Сохраняется способность читать и писать.

 

Нейропсихологическое исследование нарушений письма.

Нарушения письма называют:

- аграфия – нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранной двигательной функции руки. При поражении в зоне височно-теменных и затылочных отделов коры головного мозга нарушается письмо в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов букв; трудности дифференцировки букв в правильном или зеркальном изображении.

Применяются методики:

  • списывание коротких фраз;
  • письмо букв, слогов, фраз под диктовку;
  • запись энграмм – речевых стереотипов – Ф.И.О., адрес и т.д.

Нейропсихологическое исследование чтения.

Нарушение чтения называется – алексия – расстройство, при котором нарушается способность читать, обусловленная нарушением понимания текста. Алексия бывает:

  • вербальная – нарушено понимание смысла фраз и отдельных слогов;
  • литеральная – нарушено узнавание букв, цифр.

Методики:

  • чтение букв в наборе, выполненном разными шрифтами;
  • чтение зашумленных букв;
  • чтение простых предложений и коротких рассказов.

Нейропсихологическое исследование счёта.

Нарушение счёта – акалькулия - возникает при поражении височно-теменных и затылочных отделов коры головного мозга слева. Здесь страдают счётные операции, связанные с распадом его разрядного строения. Дефект можем наблюдаться также при выполнении арифметических действий с числами – трудности перехода через десяток, нарушение последовательности действий. При правополушарной патологии имеются ошибки в автоматизированном счёте (ответы по таблице умножения) или ошибки в наиболее автоматизированных звеньях счёта.

Методики:

  • прочесть, назвать, написать предложенные числа (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20);
  • произвести автоматизированные счётные операции (обычно таблицы умножения).

Нейропсихологическое исследование праксиса – способность манипулировать предметами, совершать движения.

Нарушение праксиса называется апраксия – нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор). Апраксии бывают нескольких видов:

    1. идиоторная апраксия – невозможность наметить план последовательности действий, составить сложный двигательный акт при сохранении их выполнения;
    2. конструктивная апраксия – невозможность составления целого предмета из его частей;
    3. пространственная апраксия – невозможность ориентировки человека в пространстве в направлении правое – левое.
    4. кинестетическая апраксия – нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. При поражении правого полушария возможна кинестетическая апраксия только в левой руке. Движения становятся плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). У больных нарушается письмо (аграфия), возможность правильного воспроизведения различных поз рук (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, закуривание сигареты).

Исследование  нарушений праксиса.

  • при оценке идиоторного и идеомоторного праксиса – оценивается способность причесаться, расстегнуть пуговицу, завязать шнурки; показать как пилят дрова, чистят зубы, размешивают сахар.
  • При оценке конструктивного праксиса – применяют методики складывания палочек по образцу, рисование по вербальному заданию, затруднено выполенение конструктивных проб – кубики Кооса, срисовывание с образца.
  • При оценке кинестетического праксиса – выполнение простых движений губ, языка (например, показать, как задувают горящую свечу).

Нейропсихологическое исследование нарушений восприятий шумов, ритмов, мелодий.

Гностические расстройства, отражающие нарушение различных  видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности  элементарной чувствительности называется агнозией.

Нарушение восприятий шумов, ритмов, мелодий называется слуховой (акустической) агнозией. Возникает данное расстройство при поражении височных отделов больших полушарий головного мозга. Виды слуховых агнозий:

  • речевая акустическая агнозия – нарушается фонематический слух (родная речь воспринимается как набор звуков без смысла), экспрессивая речь в грубых случаях представляет собой «словесный салат», когда больные произносят непонятный набор звуков.  Нарушено также письмо под диктовку и чтение вслух.
  • Слуховая агнозия – больной не узнаёт привычных бытовых, предметных и природных шумов (скрип дверей, шум льющейся воды и т.п.);
  • Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию.

Методики исследования при нарушении восприятия:

  • узнавание шелеста бумаги, звона ключей;
  • идентификация различных ритмов;
  • узнавание обще популярных мелодий (гимн).

Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела.

Нарушение схемы тела называется соматогнозией и проявляется в трудностях узнавания частей тела, их расположении по отношению друг к другу; в появлении ложных соматических представлений (изменение размеров головы, руки, языка, удвоение конечностей), в игнорировании левой половины тела.

При исследовании данных нарушений применяют методики:

  • просят показать больного собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками;
  • показать пальцы по вербальной инструкции.

Информация о работе Методы нейропсихологического исследования