Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:45, контрольная работа
Экспериментальное нейропсихологическое исследование направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Эти методы применяются в неврологических и психиатрических клиниках.
Методы нейропсихологического исследования.
Клиническая диагностика акцентуаций характера.
Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».
Содержание:
1.Методы
нейропсихологического
. Экспериментальное
Нейропсихологическое
К нарушениям речи относят:
При оценке диалоговой речи предлагают ряд вопросов, предусматривающих как односложные, так и развёрнутые ответы. Обычно вопросы затрагивают обыденную жизнь. При оценке учитывается способность понимать вопросы, поддерживать диалог.
При исследовании автоматизированной речи просят перечислить числовой ряд от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20; перечислить месяцы в году. Учитывается правильность и плавность перечисления рядов, пропуски, персеверации.
Повествовательная речь – исследуется с помощью перессказа коротких рассказов вслух, после прочтения их психологом, а также по составлению рассказа по сюжетной картинке. Учитывают, насколько отражены ключевые элементы текста, последовательность, понимание смысла рассказа или картины, а также возможность самостоятельного воспроизведения.
Исследование отражённой речи – просят повторить:
Для исследования понимания испытуемым обращённой к нему речи, просят:
Нарушения речи,
возникающие при локальных
На основании выше перечисленных методик нейропсихологического исследования речи возможно выявление следующих синдромов нарушения высших корковых функций:
1. Эфферентная (вербальная) моторная афазия – локализация очага поражения в нижних отделах левого, доминантного по речи полушария головного мозга – зона Брока. Дефект речи проявляется в нарушении плавности, персеверации, неспособности проанализировать услышанные или произносимые слова. Сопровождается речь напряжением, запинанием, смазанностью произношений. Как движения, так и речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминая речевую продукцию механических устройств, т.е. страдает экспрессивная сторона речи и понимание, особенно при быстром темпе обращённой к больному речи.
2. Динамическая афазия – очаг поражения располагается несколько кпереди и выше зоны Брока в левом полушарии головного мозга, в результате чего возникают дефекты, связанные с нарушением внутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются («дефект речевой инициативы»). Как правило, больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в нём слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны. Речь скудная, стереотипная.
3. Акустикомнестическая афазия – связана с поражением височно-теменной области левого полушария. Поражение речи связано с тем, что больной не может дать название предмета, он заменяет название описанием назначения или ситуацией применения, в которой он встречается. Произносительных нарушений нет.
4. Семантическая афазия – локализация очага поражения в области над краевой извилиной теменной доли левого полушария. Проявляется в нарушении понимания и оперирования грамматическими категориями, а именно, конструкцией родительного падежа, временными отношениями, пространственными отношениями. Сохраняется способность читать и писать.
Нейропсихологическое
Нарушения письма называют:
- аграфия – нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранной двигательной функции руки. При поражении в зоне височно-теменных и затылочных отделов коры головного мозга нарушается письмо в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов букв; трудности дифференцировки букв в правильном или зеркальном изображении.
Применяются методики:
Нейропсихологическое
Нарушение чтения называется – алексия – расстройство, при котором нарушается способность читать, обусловленная нарушением понимания текста. Алексия бывает:
Методики:
Нейропсихологическое
Нарушение счёта – акалькулия - возникает при поражении височно-теменных и затылочных отделов коры головного мозга слева. Здесь страдают счётные операции, связанные с распадом его разрядного строения. Дефект можем наблюдаться также при выполнении арифметических действий с числами – трудности перехода через десяток, нарушение последовательности действий. При правополушарной патологии имеются ошибки в автоматизированном счёте (ответы по таблице умножения) или ошибки в наиболее автоматизированных звеньях счёта.
Методики:
Нейропсихологическое
Нарушение праксиса называется апраксия – нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор). Апраксии бывают нескольких видов:
Исследование нарушений праксиса.
Нейропсихологическое
Гностические расстройства, отражающие нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности элементарной чувствительности называется агнозией.
Нарушение восприятий шумов, ритмов, мелодий называется слуховой (акустической) агнозией. Возникает данное расстройство при поражении височных отделов больших полушарий головного мозга. Виды слуховых агнозий:
Методики исследования при нарушении восприятия:
Нейропсихологическое
Нарушение схемы тела называется соматогнозией и проявляется в трудностях узнавания частей тела, их расположении по отношению друг к другу; в появлении ложных соматических представлений (изменение размеров головы, руки, языка, удвоение конечностей), в игнорировании левой половины тела.
При исследовании данных нарушений применяют методики:
Информация о работе Методы нейропсихологического исследования