Методы нейропсихологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальное нейропсихологическое исследование направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Эти методы применяются в неврологических и психиатрических клиниках.

Содержание работы

Методы нейропсихологического исследования.
Клиническая диагностика акцентуаций характера.
Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».

Файлы: 1 файл

клиническая психология контрольная.docx

— 126.45 Кб (Скачать файл)

 

Нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в пространстве.

Применяются следующие методики:

  • узнавание своей палаты;
  • нарисовать план палаты с указанием дверей, окон;
  • узнавание времени на «слепом» циферблате, установка стрелок часов по вербальной инструкции.

Нейропсихологическое исследование стереогнозиса.

Данное нарушение происходит при поражении теменных отделов  больших полушарий головного  мозга и называется тактильной агнозией – это нарушение узнавания объектов на ощупь при сохранности тактильных ощущений.

Виды тактильных агнозий:

    1. астереогнозис – неузнавание предмета на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения в образ восприятия;
    2. предметная агнозия – утрачивается способность узнавания величины и формы предмета;
    3. агнозия текстуры объекта – невозможность определить характер поверхности предмета, его плотность и т.д.

Исследование тактильных агнозий производится с помощью методик узнавания реальных предметов с помощью осязания и при закрытых глазах.

Нейропсихологическое исследование зрительного гнозиса.

Нарушение зрительного  гнозиса происходит при поражении затылочных отделов больших полушарий головного мозга. Зрительные агнозии проявляются в том, что при сохранности зрения человек не узнаёт предметы или их изображения.

Виды зрительных агнозий:

  • предметная агнозия – невозможность или затруднённость узнавания предмета в целом при сохранном опознании отдельных его признаков или частей.
  • Прозопагнозия – это агнозия на лица знакомых людей; трудности различения мужчин и женщин, особенностей мимики, иногда не узнавание собственного лица в зеркале;
  • Цветовая агнозия – нарушение классификации цветов, трудность дифференцировки смешанных цветов (оранжевый, фиолетовый), нарушение распознавания цветов как таковых («цветовая слепота»).
  • Симультанная агнозия – невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в целом. Больной не в состоянии понять общий смысл изображений сюжетных картинок, перечисляя её элементы.

Методики исследования – проводится оценка узнавания реальных предметов, изображений предметов с недостающими признаками или на зашумленных рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Клиническая диагностика  акцентуаций характера

 

Клинический метод диагностики  является наиболее распространенным и  пока наиболее точным для определения  типов психопатий и акцентуаций  характера. Этот метод слагается  из опроса пациента, опроса его близких  и сведений от других лиц, осмотра  пациента и наблюдения за его поведением. 
Нельзя не отметить, что клиническая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера, даже при достаточно полных сведениях и продолжительном наблюдении, нередко представляет нелегкую задачу. Попытки привлечь для диагностики типов характеров при психопатиях и акцентуациях характера экспериментально-психологические методы (тесты) представляют заманчивую, но нелегкую задачу. Такой подход позволил бы также квантифицировать полученные результаты, определить уровень их достоверности и значимости. 
Характер – это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определённом отношении его к окружающей действительности и к самому себе. 
Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способных к гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избежанию межличностных и внутриличностных конфликтов.  
Своеобразие характера в подростковом возрасте нередко проявляется в «заострении», акцентуации, которая обусловлена как социальными факторами – усложнением взаимоотношений с окружающими, так и биологическими сдвигами – нейроэндокринной перестройкой, лежащей в основе полового созревания. Акцентуация характера – это заострение черт характера, не доходящих до патологической степени. 
В мировой психологии известна типологизация К. Леонгарда, который выделил 10 разновидностей характера: гипертимный, дистимный, тревожный, экзальтированный, демонстративный, эмотивный, застревающий, педантичный, возбудимый, аффективно-лабильный.  
Если соотнести типологию Леонгарда и традиционную для патопсихологии типологию, то гипертимную, демонстративную и экзальтированную акцентуации относят в истероидный тип. Тревожную – в психастенический тип, эмотивную, дистимную – в астенический тип, аффективно-лабильную – в эпилептоидный тип, истерическую, застревающую и педантичную – в эпилептоидную и паранойяльную. 
Каждый из перечисленных типов характеров может относится к норме, быть заострённым, или акцентуированным, или становится основой расстройства личности – психопатии.

Шизоидный тип – основывается на меланхолическом или флегматическом типе темперамента, но в их становлении играет роль фактора воспитания. При становлении этих черт характера на базе меланхолического темперамента говорят о сензитивном шизоиде. 
Нередко шизоида отождествляют с интровертом. Сущность шизоидного радикала является ориентация в деятельности на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные. Основной базовой особенностью шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необщительность и отгороженность от окружающего мира, погружённость в мир собственных фантазий. Однако, этот человек не страдает от совей замкнутости, он оправдывает свою нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью и требовательностью всех коммуникаций, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения. 
У человека с шизоидными чертами характера нарушается и сам процесс коммуникации, он начинает носить формализованный характер, появляются штампованные способы реагирования на ситуацию, особенно проявляется при телефонном разговоре. Неспособность переживания ярких эмоций (ангидония), снижение уровня обыденного эмоционального реагирования – является типичными признаками лиц с шизоидными чертами. Особенно ярко проявляется эмоциональная холодность по отношению к близким, неспособность к эмпатии, нежности, теплоте в общении. Однако для шизоидов не типичен гнев. 
Эксцентричность внешности, поведения лиц с шизоидными чертами характера обусловлено снижением значимости оценки со стороны окружающих их поведения и высказываний. Такой человек ведёт себя так, как считает удобным для себя и субъективно правильно, он не склонен ориентироваться на внешне заданные нормы и правила поведения. По такому же механизму возникает и такая черта характера шизоида, как прямота высказываний и бескомпромиссность. 
Истероидный тип - его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.  
Истероидные черты нередко намечаются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах", "суицидальном шантаже"... Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.).  
Выдумки подростков-истероидов отчетливо разнятся от фантазий шизоидов. Истероидные фантазии изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. 
Разновидностью истероидного типа характера является нарциссический тип. Его особенность – склонность к самолюбованию, что сопровождается завышенной самооценкой, завышенным уровнем притязаний по отношению к окружающим. 
Эпилептоидный тип – так же как и шизоидный, возникает на фоне меланхолического и флегматического типов темперамента. Сходство данных типов основывается на инертности психических процессов, но по иным параметрам наблюдается существенные различия. Клинически эпилептоидный радикал проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут подолгу (по несколько месяцев и лет) помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаться к ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Наблюдается замедленность и тугоподвижность мышления. Именно вследствие инертности всех психических процессов формируются специфичные для эпилептоида черты: педантизма, повышенной аккуратности, организованности, склонности следовать нормам, ориентация на чёткие правила. Такого человека может раздражать несимметрично висящая картина, не параллельно разложенные вилки и т.д. Принцип такого человека: каждая вещь должна знать своё место. 
Наряду с перечисленными чертами типичным для эпилептоида является склонность к дисфориям: к вспышкам гнева, эмоциональной разрядке после длительного переживания какого-либо события. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли.

Картина эпилептоидной психопатии в  части случаев выявляется еще  в детстве. С первых лет такие  дети могут подолгу, многими часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В  детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут  обнаружиться садистические склонности - такие дети любят мучить животных, исподтишка избивать и дразнить младших  и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда в свою пользу. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего своего". Любые попытки покуситься на их ребячью собственность вызывают крайне злобную реакцию.  
Психастенический тип – имеет разные синонимы – ананкастный и обсессивно-компульствный, которые отражают различные его варианты с преобладанием тех или иных качеств. 
Психастенический радикал формируется на основе холерического или меланхолического типов темперамента, это роднит его с истерическим типом, однако сходство на этом заканчивается. Их принципиальное отличие в том, что повышенная эмоциональность у истерика сопровождается экстапунитивной направленностью реагирования, а у психастеников – интрапунитивной.  
Основными характеристиками психастенических черт характера являются: застенчивость, робость, нерешительность. У человека с этими чертами затруднены контакты с окружающими в силу невозможности справиться с волнением, тревогой. Самооценка занижена, сторонятся людей, поскольку боятся выглядеть смешными, неуклюжими, некрасивыми и плохими собеседниками. Робость приводит к тому, что такой человек становится молчуном, особенно в компании незнакомых людей. В знакомой обстановке его робость может компенсироваться. 
Немаловажной чертой психастеника является мнительность и осторожность. Мнительность охватывает как представление об отношении окружающих к нему (осуждают, не доверяют и перепроверяют), так и ипохондричность, т.е. повышенная и часто необоснованная тревожность по поводу собственного здоровья. Психастеник проявляет осторожность так, где она оказывается лишней. Он склонен перепроверять собственные и чужие действия во избежание трагедии, что может привести к развитию навязчивых идей. Такой человек страшится, что забыл выключить свет, газ, перекрыть воду, закрыть входную дверь при выходе из дома и др. Сомнения могут терзать его долгое время, приводя ещё в более тягостное эмоциональное состояние. Он также может быть педантом, его тревожность проявляется в стиле поведения. так, психастеник, во избежание опоздания может приходить на вокзал за несколько часов до отхода поезда, он склонен перестраховываться. 
Типичной чертой является перфекционизм, т.е. стремление к совершенству в любом деле. Однако нередко в связи с этим, человек не может доделать важное дело, т.к. поскольку продолжает что-то доделывать, совершенствовать. Утрачивается динамичность жизни, поскольку повышенная скрупулезность и чрезмерная добросовестность приводят к обратным результатам и разочарованиям. 
Астено-невротический тип – сходен с психастеническим. Иногда он называется зависимым типом характера. Его сущность – уклонение от любой ответственности, растворение и расчленение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность. Такой человек, как правило, боится иметь собственное мнение, страшится самостоятельности и ощущает беспомощность в одиночестве. Он склонен постоянно ориентироваться на мнение окружающих, жить их жизнью. Астеник пассивен, безынициативен, довольствуется тем, что оказывается доступным, не прилагает усилий, чтобы как-то изменить свою жизнь. Наряду с этим, в структуру этого типа характера входит повышенная сентиментальность и жалостливость. 
Паранойяльный тип – отличается от остальных в первую очередь чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказом со стороны окружения. Это связано с имеющейся тенденцией к завышенной самооценки и уровня требований к социальному окружению. Параноик считает, что все вокруг обязаны считаться с его мнением, его делами и склонен бурно реагировать в случае несовпадения реальности его ожидания. Он нередко ворчлив, постоянно чем-то недоволен, стремится замечать промахи окружающих и делать им замечания. Специфичным для паранойяльных черт характера считается – подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих. Склонен к мистическому познанию действительности, может быть суеверен, у него отмечается повышенное чувство обиды, т.е. сознательно негативного отношения к нему незнакомых людей. К примеру, параноик может быть убеждён, что ему в магазине специально подсунули кислое молоко, в то время как он покупал его наравне с другими покупателями. 
Любые высказывания окружающих, их жесты, поступки расцениваются параноиком как имеющие отношение к нему. Параноик прямолинеен в высказываниях, ревнив, нередко в рамках параноидного радикала появляются доминирующие идеи, т.е. идеи «фикс» различные по тематике (изобретательности, политического переустройства, и кверулянтство). 
 
А.Е. Личко считал, что акцентуации отличаются от клинически выявленной патологии тем, что: 
1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления в характере данного индивида; 
2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности, или нарушение адаптации носят временный, приходящий характер; 
3) в определённых жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации. 
Так, человек с истерической акцентуацией характера будет компенсирован и адаптирован, если станет актёром, а шизоид – легко сможет адаптироваться к работе, когда требуется находиться длительное время в одиночестве. 
Считается, что к разным типам характера предрасполагают различные типы неправильного воспитания.

 

 

 

 

 
 

 

3.Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».

 

Протокол исследования.

 

 

Ф.И.О. экспериментатора:  Скурихина  И.А.

Ф.И.О. испытуемого:           Скурихин Н. А.

Дата проведения:                   7.12.12

Пол,возраст:                          мужской,16лет

 

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в  каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий  номер поставить в регистрационном  листе № 1. Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать  в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании  можно выбрать в каждой таблице  два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие  номера в регистрационном листе  № 2.

В обоих исследованиях разрешается  отказываться от выбора ответа в отдельных  таблицах, проставляя 0 в регистрационном  листе.

ТЕКСТ ПДО И КОД РАСШИФРОВКИ  РЕЗУЛЬТАТОВ

I. САМОЧУВСТВИЕ

выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е исследование (наиболее подходящие выборы)

2-е исследование (наиболее отвергаемые выборы)

1

У меня почти всегда плохое самочувствие

А

 

2

Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

ГММ

d

3

Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо

Ц

 

4

Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день

П

 

5

У меня почти всегда что-нибудь болит

АА

 

6

Плохое самочувствие возникает у  меня после огорчений и беспокойств

   

7

Плохое самочувствие появляется у  меня от волнений и ожидания неприятностей

   

8

Я легко переношу боль и физические страдания

Ц

 

9

Мое самочувствие вполне удовлетворительное

ННД

 

10

У меня встречаются приступы плохого  самочувствия с раздражительностью и чувством тоски

 

С

11

Самочувствие мое очень зависит  от того, как относятся ко мне  окружающие

   

12

Я очень плохо переношу боль и физические страдания

   

0

Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


 

 

II. НАСТРОЕНИЕ

выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е исследование

2-е исследование

1

Как правило, настроение у меня очень  хорошее

ГН

 

2

Мое настроение легко меняется от незначительных причин

П

Г

3

У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе

   

4

Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь

   

5

У меня почти всегда плохое настроение

   

6

Мое плохое настроение зависит от плохого  самочувствия

ЦА

 

7

Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного

Ш

 

8

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

   

9

У меня не бывает уныния и грусти, но может  быть ожесточенность и гнев

   

10

Малейшие неприятности сильно огорчают меня

СЛ

d

11

Периоды очень хорошего настроения сменяются  у меня периодами плохого настроения

Т

 

12

Мое настроение обычно такое же, как  у окружающих меня людей

   

0

Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


 

III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е исследование

2-е исследование

1

Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю

ГНММ

 

2

Сон у меня богат яркими сновидениями

 

Э

3

Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать

К

 

4

Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

Аd

В

5

Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко

 

Ц

6

Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения

Ц

 

7

У меня плохой и беспокойный сон  и часто бывают мучительно тоскливые сновидение

А

 

8

Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин

   

9

Я не могу спокойно спать, если утром  надо вставать в определенный час

   

10

Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть

ЛА

 

11

Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные

   

12

По ночам у меня бывают приступы страха

   

13

Мне часто снится, что меня обижают

   

14

Я могу свободно регулировать свой сон

 

А

0

Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О

Информация о работе Методы нейропсихологического исследования