Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:45, контрольная работа
Экспериментальное нейропсихологическое исследование направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Эти методы применяются в неврологических и психиатрических клиниках.
Методы нейропсихологического исследования.
Клиническая диагностика акцентуаций характера.
Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».
Нейропсихологическое
Применяются следующие методики:
Нейропсихологическое
Данное нарушение происходит при поражении теменных отделов больших полушарий головного мозга и называется тактильной агнозией – это нарушение узнавания объектов на ощупь при сохранности тактильных ощущений.
Виды тактильных агнозий:
Исследование тактильных агнозий производится с помощью методик узнавания реальных предметов с помощью осязания и при закрытых глазах.
Нейропсихологическое
Нарушение зрительного гнозиса происходит при поражении затылочных отделов больших полушарий головного мозга. Зрительные агнозии проявляются в том, что при сохранности зрения человек не узнаёт предметы или их изображения.
Виды зрительных агнозий:
Методики исследования – проводится оценка узнавания реальных предметов, изображений предметов с недостающими признаками или на зашумленных рисунках.
2. Клиническая диагностика акцентуаций характера
Клинический метод диагностики
является наиболее распространенным и
пока наиболее точным для определения
типов психопатий и акцентуаций
характера. Этот метод слагается
из опроса пациента, опроса его близких
и сведений от других лиц, осмотра
пациента и наблюдения за его поведением.
Нельзя не отметить, что клиническая диагностика
типов психопатий и акцентуаций характера,
даже при достаточно полных сведениях
и продолжительном наблюдении, нередко
представляет нелегкую задачу. Попытки
привлечь для диагностики типов характеров
при психопатиях и акцентуациях характера
экспериментально-
Характер – это сочетание наиболее устойчивых
особенностей, существенных свойств личности,
проявляющихся в поведении человека и
определённом отношении его к окружающей
действительности и к самому себе.
Гармоничные черты характера – это совокупность
индивидуально-психологических стереотипов
поведения, способных к гармонизации обыденных
межличностных взаимоотношений и избежанию
межличностных и внутриличностных конфликтов.
Своеобразие характера в подростковом
возрасте нередко проявляется в «заострении»,
акцентуации, которая обусловлена как
социальными факторами – усложнением
взаимоотношений с окружающими, так и
биологическими сдвигами – нейроэндокринной
перестройкой, лежащей в основе полового
созревания. Акцентуация характера –
это заострение черт характера, не доходящих
до патологической степени.
В мировой психологии известна типологизация
К. Леонгарда, который выделил 10 разновидностей
характера: гипертимный, дистимный, тревожный,
экзальтированный, демонстративный, эмотивный,
застревающий, педантичный, возбудимый,
аффективно-лабильный.
Если соотнести типологию Леонгарда и
традиционную для патопсихологии типологию,
то гипертимную, демонстративную и экзальтированную
акцентуации относят в истероидный тип.
Тревожную – в психастенический тип, эмотивную,
дистимную – в астенический тип, аффективно-лабильную
– в эпилептоидный тип, истерическую,
застревающую и педантичную – в эпилептоидную
и паранойяльную.
Каждый из перечисленных типов характеров
может относится к норме, быть заострённым,
или акцентуированным, или становится
основой расстройства личности – психопатии.
Шизоидный тип – основывается на меланхолическом или
флегматическом типе темперамента, но
в их становлении играет роль фактора
воспитания. При становлении этих черт
характера на базе меланхолического темперамента
говорят о сензитивном шизоиде.
Нередко шизоида отождествляют с интровертом.
Сущность шизоидного радикала является
ориентация в деятельности на внутренние
ощущения и переживания, чем на внешние
ситуативные. Основной базовой особенностью
шизоида является его замкнутость, нелюдимость,
необщительность и отгороженность от
окружающего мира, погружённость в мир
собственных фантазий. Однако, этот человек
не страдает от совей замкнутости, он оправдывает
свою нелюдимость отсутствием интересных
людей, банальностью и требовательностью
всех коммуникаций, отсутствием получения
удовлетворения от процесса общения.
У человека с шизоидными чертами характера
нарушается и сам процесс коммуникации,
он начинает носить формализованный характер,
появляются штампованные способы реагирования
на ситуацию, особенно проявляется при
телефонном разговоре. Неспособность
переживания ярких эмоций (ангидония),
снижение уровня обыденного эмоционального
реагирования – является типичными признаками
лиц с шизоидными чертами. Особенно ярко
проявляется эмоциональная холодность
по отношению к близким, неспособность
к эмпатии, нежности, теплоте в общении.
Однако для шизоидов не типичен гнев.
Эксцентричность внешности, поведения
лиц с шизоидными чертами характера обусловлено
снижением значимости оценки со стороны
окружающих их поведения и высказываний.
Такой человек ведёт себя так, как считает
удобным для себя и субъективно правильно,
он не склонен ориентироваться на внешне
заданные нормы и правила поведения. По
такому же механизму возникает и такая
черта характера шизоида, как прямота
высказываний и бескомпромиссность.
Истероидный тип - его главная черта
- беспредельный эгоцентризм, ненасытная
жажда постоянного внимания к своей особе,
восхищения, удивления, почитания, сочувствия.
Лживость и фантазирование целиком направлены
на приукрашивание своей персоны. Кажущаяся
эмоциональность в действительности оборачивается
отсутствием глубоких искренних чувств
при большой экспрессии эмоций, театральности,
склонности к рисовке и позерству.
Истероидные черты нередко намечаются
с ранних лет. Такие дети не выносят, когда
при них хвалят других ребят, когда другим
уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают.
Желание привлекать к себе взоры, слушать
восторги и похвалы становится насущной
потребностью. Среди поведенческих проявлений
истероидности у подростков на первое
место следует поставить суицидальность.
Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях,
"псевдосуицидах", "суицидальном
шантаже"... Способы при этом избираются
либо безопасные (порезы вен на предплечье,
лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные
на то, что серьезная попытка будет предупреждена
окружающими (приготовление к повешению,
изображение попытки выпрыгнуть из окна
или броситься под транспорт на глазах
у присутствующих и т. п.).
Выдумки подростков-истероидов отчетливо
разнятся от фантазий шизоидов. Истероидные
фантазии изменчивы, всегда предназначены
для определенных слушателей и зрителей,
подростки легко вживаются в роль, ведут
себя соответственно своим выдумкам. Самооценка
истероидных подростков далека от объективности.
Подчеркиваются те черты характера, которые
в данный момент могут произвести впечатление.
Разновидностью истероидного типа характера
является нарциссический тип. Его особенность
– склонность к самолюбованию, что сопровождается
завышенной самооценкой, завышенным уровнем
притязаний по отношению к окружающим.
Эпилептоидный тип – так же как и
шизоидный, возникает на фоне меланхолического
и флегматического типов темперамента.
Сходство данных типов основывается на
инертности психических процессов, но
по иным параметрам наблюдается существенные
различия. Клинически эпилептоидный радикал
проявляется эмоциональной ригидностью,
склонностью к длительному застреванию
на каких-либо эмоциях. Такие люди могут
подолгу (по несколько месяцев и лет) помнить
и переживать нанесенные им обиды, вновь
и вновь возвращаться к ситуациям, вызвавшим
негативные аффекты. Наблюдается замедленность
и тугоподвижность мышления. Именно вследствие
инертности всех психических процессов
формируются специфичные для эпилептоида
черты: педантизма, повышенной аккуратности,
организованности, склонности следовать
нормам, ориентация на чёткие правила.
Такого человека может раздражать несимметрично
висящая картина, не параллельно разложенные
вилки и т.д. Принцип такого человека: каждая
вещь должна знать своё место.
Наряду с перечисленными чертами типичным
для эпилептоида является склонность
к дисфориям: к вспышкам гнева, эмоциональной
разрядке после длительного переживания
какого-либо события. Дисфории, длящиеся
часами и днями, отличают злобно-тоскливая
окраска настроения, накипающее раздражение,
поиск объекта, на котором можно сорвать
зло. Аффективные разряды эпилептоида
лишь при первом впечатлении кажутся внезапными.
Их можно сравнить с разрывом парового
котла, который прежде долго и постепенно
закипает. Повод для взрыва может быть
случайным, сыграть роль последней капли.
Картина эпилептоидной психопатии в
части случаев выявляется еще
в детстве. С первых лет такие
дети могут подолгу, многими часами
плакать и их невозможно бывает ни
утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В
детстве дисфории проявляются капризами,
стремлением нарочито изводить окружающих,
хмурой озлобленностью. Рано могут
обнаружиться садистические склонности
- такие дети любят мучить животных,
исподтишка избивать и дразнить младших
и слабых, издеваться над беспомощными
и неспособными дать отпор. В детской компании
они претендуют не просто на лидерство,
а на роль властелина, устанавливающего
свои правила игр и взаимоотношений, диктующего
всем и все, но всегда в свою пользу. Можно
видеть также недетскую бережливость
одежды, игрушек, всего своего". Любые
попытки покуситься на их ребячью собственность
вызывают крайне злобную реакцию.
|
3.Провести исследование и написать заключение по методике «ПДО».
Протокол исследования.
Ф.И.О. экспериментатора: Скурихина И.А.
Ф.И.О. испытуемого: Скурихин Н. А.
Дата проведения:
Пол,возраст:
ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.
С испытуемым проводится два исследования.
В первом
исследовании ему предлагается в
каждой таблице выбрать наиболее
подходящий для него ответ и соответствующий
номер поставить в
Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.
В обоих исследованиях
ТЕКСТ ПДО И КОД РАСШИФРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
I. САМОЧУВСТВИЕ
№ выбора |
Тема и предлагаемые выборы |
Баллы по шкале объективной оценки | |
1-е исследование (наиболее подходящие выборы) |
2-е исследование (наиболее отвергаемые выборы) | ||
1 |
У меня почти всегда плохое самочувствие |
А |
|
2 |
Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил |
ГММ |
d |
3 |
Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо |
Ц |
|
4 |
Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день |
П |
|
5 |
У меня почти всегда что-нибудь болит |
АА |
|
6 |
Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств |
||
7 |
Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей |
||
8 |
Я легко переношу боль и физические страдания |
Ц |
|
9 |
Мое самочувствие вполне удовлетворительное |
ННД |
|
10 |
У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски |
С | |
11 |
Самочувствие мое очень |
||
12 |
Я очень плохо переношу боль и физические страдания |
||
0 |
Ни одно из определений ко мне не подходит |
О |
О |
II. НАСТРОЕНИЕ
№ выбора |
Тема и предлагаемые выборы |
Баллы по шкале объективной оценки | |
1-е исследование |
2-е исследование | ||
1 |
Как правило, настроение у меня очень хорошее |
ГН |
|
2 |
Мое настроение легко меняется от незначительных причин |
П |
Г |
3 |
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе |
||
4 |
Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь |
||
5 |
У меня почти всегда плохое настроение |
||
6 |
Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия |
ЦА |
|
7 |
Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного |
Ш |
|
8 |
У меня бывают приступы мрачной раздражительности,
во время которых достается |
||
9 |
У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев |
||
10 |
Малейшие неприятности сильно огорчают меня |
СЛ |
d |
11 |
Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения |
Т |
|
12 |
Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей |
||
0 |
Ни одно из определений ко мне не подходит |
О |
О |
III. СОН И СНОВИДЕНИЯ
№ выбора |
Тема и предлагаемые выборы |
Баллы по шкале объективной оценки | |
1-е исследование |
2-е исследование | ||
1 |
Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю |
ГНММ |
|
2 |
Сон у меня богат яркими сновидениями |
Э | |
3 |
Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать |
К |
|
4 |
Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем |
Аd |
В |
5 |
Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко |
Ц | |
6 |
Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения |
Ц |
|
7 |
У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение |
А |
|
8 |
Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин |
||
9 |
Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час |
||
10 |
Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть |
ЛА |
|
11 |
Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные |
||
12 |
По ночам у меня бывают приступы страха |
||
13 |
Мне часто снится, что меня обижают |
||
14 |
Я могу свободно регулировать свой сон |
А | |
0 |
Ни одно из определений ко мне не подходит |
О |
О |
Информация о работе Методы нейропсихологического исследования