Методы практической психологии в работе юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

В работе юридического работника общение занимает особое место Оно происходит в рамках различных профессиональных действий, таких как общение с гражданином, который обратился за юридической консультацией, профилактическая беседа, административный разбор правонарушений, в ходе допроса, очной ставки, других следственных действий, в процессе судебного разбора и т.п. В каждом действии отражены особенности профессионального спикулирования.
Значение достижения психологического контакта юриста с гражданами, с которыми ему приходится общаться, во взаимоотношениях и взаимодействии с которыми он решает профессиональные задачи, трудно переоценить Дело в том, что слова говорящего принадлежат не только ему, но и тому, кто его слушает.

Файлы: 1 файл

kursa_psikholgia.docx

— 44.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В работе юридического работника общение  занимает особое место Оно происходит в рамках различных профессиональных действий, таких как общение с гражданином, который обратился за юридической консультацией, профилактическая беседа, административный разбор правонарушений, в ходе допроса, очной ставки, других следственных действий, в процессе судебного разбора и т.п. В каждом действии отражены особенности профессионального спикулирования.

Значение достижения психологического контакта юриста с гражданами, с  которыми ему приходится общаться, во взаимоотношениях и взаимодействии с которыми он решает профессиональные задачи, трудно переоценить Дело в  том, что слова говорящего принадлежат  не только ему, но и тому, кто его слушает. И если мысли и чувства одного человека не вызывают соответствующих мыслей и чувств у собеседника, то ни о каком психологический контакт говорить нельзя. Наступает невидимый между собеседниками и, естественно, эффективность общения будет крайне низко.

Изучение и исследование темы установления психологического контакта в юридической  деятельности имеет очень большое  значение в процессе раскрытия правонарушений, в профилактической работе с потенциальными преступниками, и в решении других социально-психологических проблем. Итак, данная тема является весьма актуальною.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ ЮРИСТА

Остановимся на методах, которыми широко пользуются не только психологи, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

  1. Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение о  его развитии, интеллекте, психическом  состоянии, о его отношении к  тем или иным событиям, людям. И  хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую  информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.1

Со своей стороны во время  беседы юристу следует произвести благоприятное  впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес  к обсуждаемым вопросам, желание  отвечать на них, участвовать в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех  или иных явлениях. Поэтому она  является важным инструментом налаживания  и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит  продолжать диалог в той или иной форме.

Вопросы о личности того, с кем  проводится беседа, не следует задавать с самого начала. Лучше, если они  возникнут естественно как следствие  разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

  1. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в  познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий.2 Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного  наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного  и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в  различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод наблюдения дает очень много положительного.

В целях повышения эффективности  наблюдения, нейтрализации ошибочных  представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению  судить о сложных явлениях на основании  первых, порой поверхностных впечатлений.

  1. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение  может использоваться юристом как  метод самопознания, позволяющий  ему выявлять свои характерологические  особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное  поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками и т.д.

  1. Анкетный метод. Характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. Применяется при исследовании механизма образования преступного умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат  общественного мнения". Главное  достоинство - полная анонимность.

  1. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также по некоторым другим вопросам.

Широко  используется экспериментальный метод  при проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных  экспериментально-психологических  методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических  познавательных процессов человека.

Метод эксперимента изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов (по строго определенной программе). Виды: лабораторный и естественный эксперименты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПРИ ОБЩЕНИИ

Под психологическим  контактом в психологии общения  понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический  контакт - это ситуативное состояние  взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением  взаимопонимания и снятием барьеров, препятствующих общения в целях  получения информации или совершения каких-либо действий, значимых для успешного  решения оперативно-служебных задач.3

Для установления такого контакта непременным условием является преодоление психологических  барьеров, которые затрудняют достижение взаимопонимания, вызывают настороженность, недоверие и другие негативные психологические  явления. Наиболее известными в ряду таких барьеров являются смысловые, интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и тактические:

  • Смысловой барьер заключается в выключении из сознания всего, что связано по смыслу с опасной зоной, т.е. человек выключается из общения, если затрагивается опасная для него зона.
  • В качестве мотивационного барьера может выступать нежелание в данный момент вести откровенный разговор, предубежденное отношение к работникам ОВД, боязнь мести преступников, нежелание нести ответственность за содеянное.
  • Интеллектуальный барьер вызывается ошибками неверного восприятия друг друга, особенностей речи партнеров по общению, различиями уровня образования, осведомленности в определенных вопросах.
  • Эмоциональный барьер может быть обусловлен как отрицательными чувствами, которые испытывают партнеры по общению друг к другу, так и их эмоциональными состояниями: подавленностью, раздражительностью, невыдержанностью, агрессивностью, озлобленностью, а также эмоциональной нечувствительностью, которая зачастую преступниками специально тренируется.
  • Волевой барьер имеет место, если форсируется подчинение своей воле партнера по общению или он связан обещанием не вступать в контакт третьим лицом, а также не может преодолеть других поведенческих установок.
  • Тактический барьер заключается в тактике поведения, направленного на сопротивление через контраргументы. В основе этого барьера лежат заготовки - софизмы, формулы ответов, которые нейтрализуют результат воздействия. Например: ”Воруют все, особенно те, кто имеет власть!”

Установление  психологического контакта направлено на достижение определенного уровня взаимопонимания, взаимного принятия сотрудником и гражданином друг друга как личностей, способных  решать свои проблемы, не ориентируясь на конфликтный тип отношений.

Психологический контакт - это всегда определенное позитивное состояние межличностных отношений. Нередко возникает необходимость  углубить психологический контакт  и установить с конкретным лицом  доверительные отношения, отличающиеся от психологического контакта доверием сотруднику конфиденциальной информации для решения оперативно-служебных  задач.

Практикой разработаны и исследователями  обобщены специальные приемы и средства, которые вызывают у человека, с  которыми общается сотрудник, стремление взаимодействовать и достигать  согласия и доверительных отношений. Это специальная технология установления психологического контакта, с которой  вы сегодня ознакомитесь. МКВ включает в себя три принципа и шесть стадий сближения при установлении психологического контакта

 

Принципы  сводятся к следующему:

  1. принцип последовательности. Он заключается в необходимости последовательного прохождения стадий сближения, что означает два момента:
    • нельзя опережать стадии или пропускать, иначе возможен конфликт
    • нельзя длительно останавливаться (задерживаться) на стадиях, иначе контакт перестанет развиваться.
  2. принцип ориентации. Он означает, что переход к следующей стадии сближения осуществляется путем ориентации на признаки (показатели) завершенности предыдущей стадии. Опыт различения этих показателей приобретается тренировкой (до 12 раз), после чего они распознаются интуитивно.
  3. принцип вызова стремления к сближению. Он означает необходимость акцента на вызове такого стремления у лица, с которым мы общаемся. Инициатор контакта вызывает интерес к своей личности, внушает свою необходимость, важность.

Сами стадии сближения выделяются по преимущественному способу воздействия.4 Последовательно проходят при полноценно установленном психологическом контакте следующие шесть стадий сближения:

  1. стадия накопления согласия. В этой стадии необходимо добиться, чтобы в начале общения человек несколько раз сказал волшебное слово “Да” и ни разу не сказал слова “нет”. Показателями прохождения этой стадии являются признаки растерянности и ожидания у вашего собеседника.
  2. стадия поиска общих и нейтральных интересов. На этой стадии рекомендуется выяснить интересы, хобби, увлечения. Это задача стадии обусловлена тем, что интерес и его поиск всегда вызывают положительные эмоции, а возникновение положительных эмоций выполняет функцию полупроводника, когда инициатор его поиска воспринимается положительно, ибо является источником положительных эмоций. Нейтральный интерес всегда снимает различие в положении и статусе.

Стадия созревает, когда партнер  начинает говорить о самом главном  интересе для каждого из нас - о  самом себе, называть свои качества, объясняя успехи и неудачи, что влечет необходимость перехода к следующей  стадии.

  1. стадия принятия принципов и качеств, предлагаемых для общения. Здесь начинается индивидуальный подход, разговор сосредотачивается на личности собеседников, выясняется направленность, убеждения, взгляды, отношения и свойства. Когда человек создал свой образ, иногда несколько идеализированный, появляется необходимость в его корректировке, что является задачей следующей стадии.
  2. стадия выявления качеств и свойств, опасных для общения. Это своеобразное продолжение предыдущей стадии, где выясняется то, что не нравится человеку в самом себе и мешает ему по его мнению жить. Здесь же начинают выяснять обстоятельства дела и отношение к ним, продолжает проявляться интерес к личности собеседника.
  3. стадия индивидуального воздействия. К этому моменту собеседник должен увидеть в инициаторе контакта человека, имеющего право воздействовать на него в силу наступившего сближения и проявленного взаимного интереса.
  4. стадия взаимосодействия и выработки общих норм. Эта стадия, на которой достигается согласие и взаимопонимание на определенном уровне.

В свете  психологических закономерностей  установления психологического контакта неправильно следовать буквально  официальной процедуре предъявления обвинения по уголовным делам  согласно УПК.5 Если подходить формально, то чаще, если не пройдены указанные стадии сближения, на вопрос, признает ли себя обвиняемый виновным в предъявленном ему обвинении, следует ответ: ”Нет!”, после получения которого человека трудно сдвинуть с занятой им позиции отрицания предъявленного ему обвинения. Если же до предъявления официального обвинения были предприняты шаги по установлению взаимоприемлемых межличностных отношений, и сотрудник добился психологического права индивидуального воздействия, предъявления к нему определенных требований на основе установившегося сближения, то психологически труднее обвиняемому занимать негативную позицию противодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Каждый  человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства  и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в  понимании чувств собеседника и  сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы  дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для  понимания самого себя.6

Информация о работе Методы практической психологии в работе юриста