Методы, приёмы и формы работы с детьми с нарушением ОДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:21, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить характеристику заболеваний.
4. Выявить способы коррекции при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………..4
2. Условия проведения коррекционно-педагогической работы и требования к
предметно-развивающей среде…………………………………………………..6
3. Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………………9
4. Формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Реферат по Куликовой.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические  особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………..4

2. Условия проведения  коррекционно-педагогической работы  и требования к

предметно-развивающей среде…………………………………………………..6

3. Методы и приемы работы  с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата……………………………………………………………………………9

4. Формы работы с детьми  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата…………………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОПДА) в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов. Наибольшую группу составляют дети с повреждением центральной и периферической нервной системы. 
Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах, в специальных группах и классах при обычных садах и школах. Однако хорошо известно, что не все они получают эффективную психолого-педагогическую помощь ввиду недостатка специалистов в области диагностики и коррекции нарушений психического развития ребенка, страдающего нарушениями ОПДА или детским церебральным параличом.

Проблема ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Даниловой Л.А. (1997), Лалаевой Р.И. (1990), Мастюковой Е.М. (2005), Шипициной Л.М., Мамайчук Л.М. (2001) и др.

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выяснить психолого-педагогическое  развитие детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

2. Изучить формирование  двигательных функций у детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

3. Изучить характеристику  заболеваний.

4. Выявить способы коррекции  при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Объектом исследования является образование детей с двигательными нарушениями.

Предмет исследования - психофизиологические особенности развития  детей с двигательными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также задачами, стоящими перед специальным педагогом (дефектологом, логопедом, воспитателем).

В психолого-педагогическом отношении детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств)относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

Большинство детей этой группы составляют дети с ДЦП (89% от общего количества детей с НОДА). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных учреждениях. Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы, наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи. В условиях специального учреждения многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.1

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.2

Диапазон различий в возможностях освоения академического образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велик:

-Часть детей (с «чисто» ортопедической патологией и некоторые дети с детским церебральным параличом) могут освоить программу общеобразовательной школы.

-Существенная часть детей с двигательной церебральной патологией с ЗПР (с церебральным параличом и некоторые дети с ортопедической патологией) нуждаются в коррекционно-педагогической работе и специальных условиях образования; они могут успешно обучаться в специальной (коррекционной) школе VI вида.

-Дети с легкой умственной отсталостью обучаются по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

-Для детей с умеренной умственной отсталостью возможно обучение по индивидуальной программе в условиях реабилитационного центра системы образования или на дому.3

Среди учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принято выделять следующие категории учащихся по возможностям овладения ими учебным материалом, обусловленным психофизическими особенностями:

-Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Это та группа, которая выделяется в настоящее время для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.

-Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и

самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью. Эта группа детей в настоящее время обучается на дому по программе массовой школы, что недостаточно, поскольку они нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и специальном оборудовании учебного процесса.

-Дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи. Для детей этой группы необходимы корректировка программ ряда общеобразовательных предметов, специальные методы развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. В настоящее время многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта.

Для работы с ними нужны подготовленные специалисты.

1) Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разработке разноуровневых программ и в различных организационных формах обучения.

Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла. Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость легкой степени, обучаются в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2)Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной степени выраженности. Эта группа детей нуждается в разработке различных организационных форм обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интернатах), в создании специальных учебных планов и программ обучения. В настоящее время дети с двигательными нарушениями и незначительными нарушениями зрения и слуха (слабовидящие, слабослышащие) обучаются в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.4

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям комплексной помощи: медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной; обеспечение максимально полной социальной адаптации, общего и профессионального образования.

2. Условия проведения коррекционно-педагогической работы и требования к предметно-развивающей среде

Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности и нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия:

1. Учреждения для детей  с нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата должны иметь кроме помещений, общих для всех типов ГОУ, специальные помещения – логопедические кабинеты, кабинет для массажа, зал ЛФК, мягкие игровые «темные», сенсорные комнаты, кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога, бассейн.5

2. В специальных ГОУ для детей с тяжелыми двигательными нарушениями должны быть технические средства реабилитации. В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:6

-специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты – для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

-специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и

устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т.п.

-средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим

приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки) и др.;

-ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

-специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей.

-средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

-тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

-приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник), для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);

-кухонные приборы, вспомогательные средства для приготовления еды, подачи блюд, мытья посуды, специальные столовые приборы и посуда, приспособления для совершения покупок;

-приспособления, помогающие мыться, чистить зубы, ходить в туалет;

-средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации (в том числе компьютерные и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками;

-компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;

-подъемники, велотренажеры, коврики.

К сожалению, перечисленные имеющиеся в продаже вспомогательные средства и новые технологии часто не решают проблему улучшения жизнедеятельности и социальной интеграции лиц с ограниченными двигательными возможностями, хотя и делают их более независимыми.

3. Обучение учащихся этой  категории должны осуществлять  специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также владеющие методами и приемами коррекционно-развивающей работы. Коррекционные занятия должны проводить учителя-дефектологи, логопеды, методисты ЛФК, психологи.7

4. Обучение детей с  нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебная реабилитация ведется в следующих направлениях: медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.8

5. Наполняемость классов  должна быть строго определена:

-подготовительный класс – не более 8 чел.

-в начальной школе, основной школе, средней школе – до 10 чел. (с учетом географических и социально-экономических условий регионов наполняемость может быть уменьшена).

-в классах для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не более 7 чел.

Информация о работе Методы, приёмы и формы работы с детьми с нарушением ОДА