Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:44, реферат
Актуальность темы данного реферата также обусловлена необходимостью использования различных методов исследования в психологии. Цель данного исследования – проанализировать существующие методы психологических исследований. В качестве объекта исследования рассматривается классификация методов психологического исследования. Предметом исследования является подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.
Введение...................................................................................................................3
1.Классификация методов психологических исследований...............................5
2.Основные методы исследования.........................................................................5
3.Вспомогательные методы исследования............................................................8
Заключение.............................................................................................................13
Список используемой литературы.......................................................................14
Содержание
Введение......................
1.Классификация
методов психологических исследований..................
2.Основные
методы исследования...........
3.Вспомогательные
методы исследования...........
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение
Наука -
прежде всего исследование, поэтому
характеристика науки не исчерпывается
определением ее предмета, она включает
и определение ее метода. Методы
- это способы, посредством которых
познается предмет науки. Психология,
как и каждая наука, употребляет
не один, а целую систему частных
методов или методик. Каждый из этих
общих методов научного исследования
выступает в психологии в различных
и более или менее
Явления психологии
настолько сложны и своеобразны,
настолько труднодоступны для изучения,
что на протяжении всей истории этой
науки ее успехи непосредственно
зависели от совершенства применяемых
методов исследования. Со временем
в ней оказались
Благодаря
применению методов
Актуальность темы данного реферата также обусловлена необходимостью использования различных методов исследования в психологии.
Цель
данного исследования –
В качестве
объекта исследования
Классификация
методов психологических
Методы
исследования позволяют изучить
психологические особенности
В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным относятся наблюдение, беседа, эксперимент, к вспомогательным все остальные методы - оценок, анкет, тестов, самонаблюдение, интервью и т.д.
Такое деление
имеет относительный характер, ибо
в ситуациях конкретного
Основные методы исследования.
Наблюдение- научный метод исследования, переход от описания факта к описанию его внутренней сущности. Наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.
Структура метода наблюдения
Наблюдение
Определение Определение Выбор способа Анализ
цели условий кодирования
Выбор Составление Непосредственное Вывод
объекта плана наблюдение
На основе внутренних и внешних наблюдений, проводимых по строго определенным правилам, ученые делали выводы о психологии изучаемых ими людей, находили объяснение их поступков. Уже к первой половине XX века для научного исследования таких явлений и процессов, за которыми ни изнутри, ни из вне наблюдать нельзя, был придуман еще один вид наблюдения – включенное. Его суть состоит в том, что сам психолог на время становится активным участником того процесса, за которым ему нужно вести наблюдение, и фиксирует как бы изнутри.
Иногда используется и четвертый вид наблюдения – скрытое, в ходе которого наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним ведется наблюдение. Этот метод применяется в психологии тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, когда испытуемый знает, что за ним наблюдают.
Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. С помощью наблюдения собираются обычно самые общие, предварительные сведения об исследуемых явлениях. Для того чтобы их уточнить, прийти к окончательным выводам о природе изучаемых явлений, а главное – выявить их причины и следствия, необходимо провести настоящий эксперимент.
В психологии, в отличие от других наук, эксперимент всегда ставится над людьми, и это создает дополнительные морально-этические проблемы. Во-первых, над людьми можно экспериментировать только с их добровольного согласия. Во-вторых, такие эксперименты , которые могут нанести человеку вред, нельзя ставить вообще, даже с согласия самого человека. В-третьих, ход и результаты психологического эксперименты существенно зависят от того, где, кем и как проводится эксперимент, от т ого, как ведет себя во время исследования экспериментатор, и от многих других причин.
Эксперимент в психологии, особенно если он касается изучения личности или межличностных отношений,- наиболее сложный вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с другими методами, на практике применяется не так уж часто.
Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного метода психологии.
Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.
О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их "подтексту": замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.
Вспомогательные методы исследования.
Тесты — своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.
Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии оценки их результатов позволяют получать достаточно достоверную информацию о психических качествах человека.
Анкетирование
- широко распространенный опросный метод.
Дает возможность получения
Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов. Опросники - стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться.
Надежность
и достоверность информации, получаемой
в результате опроса, в значительной
степени обусловлены
Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме.
По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.
В первую
группу входят вопросы о поведении
и деятельности респондента, а также
вопросы, касающиеся его жизненного
пути. Ко второй группе относятся оценочно-
Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.
Качество опроса в значительной степени зависит оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов.
Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.
Контактные вопросы позволяют установить доброжелателе ные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые.
Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ.
В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого "веера" тот ответ, который для него приемлем.
Диапазон возможных ответов должен исчерпывать объем вопроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа "не знаю", "затрудняюсь ответить".
По форме
различаются вопросы прямые и
проективные (косвенные). Прямые вопросы
касаются существующей ситуации. В
проективных вопросах ситуация задается,
предполагается. Примером прямого вопроса
может служить следующий
Для более компактного расположения вопросов в анкете их можно представить в табличной форме.
Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть — это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.
В основной
части содержатся вопросы о фактах,
поведении, продуктах деятельности,
мотивах, оценках и мнениях
Последняя
часть анкеты включает вопросы о
социально-демографических и
Интервьюирование
- метод социальной психологии, заключающийся
в сборе информации, полученной в
виде ответов на поставленные вопросы.
Наиболее часто применяется в
двух случаях: при составлении программы
организационно-
В зависимости
от степени жесткости схемы, по которой
ведется интервью, различают два
вида: стандартизированное и