Методы психологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Актуальность темы данного реферата также обусловлена необходимостью использования различных методов исследования в психологии. Цель данного исследования – проанализировать существующие методы психологических исследований. В качестве объекта исследования рассматривается классификация методов психологического исследования. Предметом исследования является подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1.Классификация методов психологических исследований...............................5
2.Основные методы исследования.........................................................................5
3.Вспомогательные методы исследования............................................................8
Заключение.............................................................................................................13
Список используемой литературы.......................................................................14

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Классификация методов психологических исследований...............................5

2.Основные  методы исследования.........................................................................5

3.Вспомогательные  методы исследования............................................................8

Заключение.............................................................................................................13

Список используемой литературы.......................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука - прежде всего исследование, поэтому  характеристика науки не исчерпывается  определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых  познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет  не один, а целую систему частных  методов или методик. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных  и более или менее специфических  формах.

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно  зависели от совершенства применяемых  методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это —  методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и  истории, ряда других наук.

 Благодаря  применению методов естественных  и точных наук, психология выделилась  в самостоятельную науку и  стала активно развиваться. До  этого момента психологические  знания получали в основном  путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения  за поведением других людей.  Анализ и разумное обобщение  подобного рода жизненных фактов  сыграли свою положительную роль  в истории психологии.

Актуальность  темы данного реферата также обусловлена  необходимостью использования различных методов исследования в психологии.

  Цель  данного исследования – проанализировать  существующие методы психологических  исследований.

 В качестве  объекта исследования рассматривается  классификация методов психологического  исследования. Предметом исследования  является подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация методов психологических исследований.

Методы  исследования позволяют изучить  психологические особенности личности, оценивая ее развитие в перцептивной, когнитивный и эмоциональных сферах. 

В психологии различают основные и вспомогательные  методы. К основным относятся наблюдение, беседа, эксперимент, к вспомогательным все остальные методы - оценок, анкет, тестов, самонаблюдение, интервью и т.д.

Такое деление  имеет относительный характер, ибо  в ситуациях конкретного исследования тех или иных проявлений психики, изучения ее закономерностей, вспомогательные  методы могут стать основными, а  основные- вспомогательными.

 

Основные  методы исследования.

Наблюдение- научный метод исследования, переход от описания факта к описанию его внутренней сущности. Наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура метода наблюдения


Наблюдение



Определение     Определение  Выбор способа           Анализ

        цели               условий                  кодирования


 Выбор                Составление            Непосредственное        Вывод

  объекта                   плана                        наблюдение

                            

       

На основе внутренних и внешних наблюдений, проводимых по строго определенным правилам, ученые делали выводы о психологии изучаемых ими людей, находили объяснение их поступков. Уже к первой половине XX века для научного исследования таких явлений и процессов, за которыми ни изнутри, ни из вне наблюдать нельзя, был придуман еще один вид наблюдения – включенное. Его суть состоит в том, что сам психолог на время становится активным участником того процесса, за которым ему нужно вести наблюдение, и фиксирует как бы изнутри.

Иногда  используется и четвертый вид  наблюдения – скрытое, в ходе которого наблюдаемый не знает и не подозревает  о том, что за ним ведется наблюдение. Этот метод применяется в психологии тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, когда испытуемый знает, что за ним наблюдают.

Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. С помощью наблюдения собираются обычно самые общие, предварительные сведения  об исследуемых явлениях. Для того чтобы их уточнить, прийти к окончательным выводам о природе изучаемых явлений, а главное – выявить их причины и следствия, необходимо провести настоящий эксперимент.

 В  психологии, в отличие от других  наук, эксперимент всегда ставится  над людьми, и это создает дополнительные морально-этические проблемы. Во-первых, над людьми можно экспериментировать только  с их добровольного согласия. Во-вторых, такие эксперименты , которые могут нанести человеку вред, нельзя ставить вообще, даже с согласия самого человека. В-третьих,  ход и результаты психологического эксперименты существенно зависят от того, где, кем и как проводится эксперимент, от т ого, как ведет себя во время исследования экспериментатор, и от многих других причин.

Эксперимент в психологии, особенно если он касается изучения личности или межличностных  отношений,- наиболее сложный вид  научного исследования, он требует  тщательной подготовки и, по сравнению  с другими методами, на практике применяется не так уж часто.

 Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного метода психологии.

Беседа  должна проводиться в виде непринужденного  разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность  этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения  намеченного круга вопросов. Очень  важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать  у него напряженность, настороженность  или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.

О результатах  беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их "подтексту": замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.                     

 

Вспомогательные методы исследования.

Тесты —  своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических  качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких  качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.

Тесты выступают  как своеобразная разновидность  экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и  статистические критерии оценки их результатов  позволяют получать достаточно достоверную  информацию о психических качествах  человека.

Анкетирование - широко распространенный опросный метод. Дает возможность получения значительного  объема эмпирической информации в короткие сроки.

Анкета - опросный лист для получения ответов  на заранее поставленную систему  вопросов. Опросники - стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться.

Надежность  и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями  конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме.

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о  фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении  и деятельности респондента, а также  вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: "Как бы Вы оценили...? Как Вы относитесь...?"

Каждый  из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.

Качество  опроса в значительной степени зависит  оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены  для получения информации об организационных  фактах, то назначение фильтрующих  вопросов — отсеять некомпетентных респондентов.

Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация  основного вопроса, его иная словесная  формулировка.

Контактные  вопросы позволяют установить доброжелателе ные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости  от структуры вопросы бывают открытые и закрытые.

Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ.

В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого "веера" тот ответ, который для него приемлем.

Диапазон  возможных ответов должен исчерпывать  объем вопроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также  ответы типа "не знаю", "затрудняюсь  ответить".

По форме  различаются вопросы прямые и  проективные (косвенные). Прямые вопросы  касаются существующей ситуации. В  проективных вопросах ситуация задается, предполагается. Примером прямого вопроса  может служить следующий вопрос. "Устраивает ли вас обучение в  вашей школе?" Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно, будет  выглядеть иначе: "Предположим, что  по каким-то причинам вы временно не посещали школу. Вернулись бы вы на прежнее  место учебы, если бы у вас была возможность выбора?"

Для более  компактного расположения вопросов в анкете их можно представить  в табличной форме.

Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть — это обращение  к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы о  социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.

Интервьюирование - метод социальной психологии, заключающийся  в сборе информации, полученной в  виде ответов на поставленные вопросы. Наиболее часто применяется в  двух случаях: при составлении программы  организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости  от степени жесткости схемы, по которой  ведется интервью, различают два  вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими Преимуществами и недостатками.

Информация о работе Методы психологических исследований