Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:38, контрольная работа
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Контрольная работа
по психологии и педагогике
студента 3 курса
заочной формы обучения
Ямальского н/г института
специальность «НРГз – 08»
шифр 006
Семенов С.В
г. Новый Уренгой
2011 г.
Методы психологических исследований.
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:
a)не экспериментальные психологические методы;
б)диагностические методы;
в)экспериментальные методы;
г)формирующие методы.
Не экспериментальные методы:
1. Наблюдение является одним
наиболее часто используемых
в психологии
Наблюдением называется
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
- несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
- систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного аблюдения.
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов
Есть два варианта
наблюдаемые знают о том, что
их поведение фиксируется
наблюдаемые не знают, что их поведение
фиксируется. В любом случае важнейшую
роль играет личность психолога - его
профессионально важные качества. При
открытом наблюдении через определенное
время люди привыкают к психологу
и начинают вести себя естественно,
если он сам не провоцирует "особое"
отношение к себе. В том случае,
когда применяется скрытое
Кроме того, включенное наблюдение,
при котором исследователь
Модификацией метода
Цель наблюдения определяется
общими задачами и гипотезами
исследования. Эта цель, в свою
очередь, определяет
Что касается способов
Результаты наблюдений обычно
систематизируются в виде
Какие же конкретные
Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым
методом, если необходимо исследовать
естественное поведение без вмешательства
извне в ситуацию, когда нужно
получить целостную картину
2. Анкетирование, как и
Существуют три основных
типа анкет, применяемых в
это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
это анкеты селективного типа, где
испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается
несколько готовых ответов; задачей
испытуемых является выбор наиболее
подходящего ответа. Например, для
определения отношения
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем нет;
3 - не уверен, не знаю;
2 - больше нет, чем да;
1 - уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством
3. Беседа - специфичный для психологии
метод исследования
Беседа включается как