Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:38, контрольная работа
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Содержание бесед можно
Соблюдение всех необходимых
условий проведения беседы, включая
сбор предварительных сведений
об испытуемых, делает этот метод
очень эффективным средством
психологического исследования. Поэтому
желательно, чтобы беседа проводилась
с учетом данных, полученных при
помощи таких методов, как
4.. Монографический метод Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных не экспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Обычно в психологических
исследованиях используется не
один какой-нибудь метод, а
целый набор различных методов,
Диагностические методы.
К диагностическим
1. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Использование определенных
и конкретных тестов в
Необходимость абсолютно
Основным недостатком
Достоинство диагностических
методов состоит в очень
Итак, отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.
Экспериментальные методы.
В отличие от не экспериментальных
и диагностических методов "психологический
эксперимент предполагает возможность
активного вмешательства
а) организацию специальных
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем
В психологии существуют
три типа собственно
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный(полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного
(полевого) эксперимента являются
следствием его органической
включенности в условия жизни
и деятельности испытуемых. К
недостаткам этого метода
2. Моделирующий эксперимент. При
проведении моделирующего
3. Лабораторный эксперимент- особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.
Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих
методов не предполагает
К формирующим
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Использование формирующих
исследовательских методов
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент
является существенной перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и,
в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным
видоизменениям хода психического развития
и характерологических
В заключении необходимо
отметить, что в процессе развития
психологии изменяются не
Итак, развитие методического
арсенала современной
Список литературы:
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
Крутецкий.В.А. “Психология” Москва “Просвещение” 1986г.
Венгер Л.А. Мухина В.С. “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.