Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:24, реферат
Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. Воздействие осуществляется методами наблюдения и эксперимента. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.
Введение ………………………………………………………………………..... ...3
Методы психологических исследований …………………………………….... ...3
1. Не экспериментальные психологические методы ………………………….. ..3
1.1. Наблюдение …………………………………………………………………… 4
1.2. Анкетирование ………………………………………………………………... 6
1.3. Беседа ………………………………………………………………………. …..7
1.4. Монографический метод ……………………………………………….............7
2. Диагностические методы …………………………………………………... …...7.
3. Экспериментальные методы ………………………………………………. ……8
3.1. Естественный (полевой) эксперимент ………………………………….. ……9
3.2. Моделирующий эксперимент ………………………………………………….9
3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ………..9
4. Формирующие методы ……………………………………………………..........10
Заключение ………………………………………………………………………….12
Список использованных источников ………………………………………… ….13
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
1. Анкеты, составленные из
прямых вопросов и
2. Анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый
вопрос анкеты предлагается
3. Анкеты - шкалы; при ответе
на вопросы анкет - шкал испытуемый
должен не просто выбрать
Бесспорным достоинством
метода анкетирования является быстрое
получение массового материала,
что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости
от характера учебно-
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе – в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Данный исследовательский
метод, не может быть воплощен в какой
либо одной методике. Он является синтетическим
методом и конкретизируется в
совокупности самых разнообразных
неэкспериментальных (а иногда и
экспериментальных) методик. Монографический
метод используется, как правило,
для глубокого, тщательного, продольного
изучения возрастных и индивидуальных
особенностей отдельных испытуемых
с фиксацией их поведения, деятельности
и взаимоотношений с
Однако, обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.
К диагностическим
Тест – это
Использование определенных
и конкретных тестов в психологии
наиболее отчетливо проявляет общие
теоретические установки
Основным недостатком
большинства диагностических
Достоинство диагностических
методов состоит в очень
Итак, отличие диагностических
методов от методов неэкспериментальных
состоит в том, что они не просто
описывают изучаемое явление, но
и дают этому явлению количественную
или качественную квалификацию, измеряют
его. Общей особенностью этих двух классов
исследовательских методов
В отличие от не экспериментальных
и диагностических методов
а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
1. Естественный (полевой) эксперимент.
2. Моделирующий эксперимент.
3. Лабораторный эксперимент.
3.1. Естественный (полевой) эксперимент
Естественный (полевой) эксперимент,
как говорит само название этого
метода, наиболее приближен к
Достоинства естественного
(полевого) эксперимента являются следствием
его органической включенности в
условия жизни и деятельности
испытуемых. К недостаткам этого
метода относятся сложность подбора
контрастных естественных условий
и, в частности, все недостатки тех
неэкспериментальных и
3.2. Моделирующий эксперимент
При проведении моделирующего
эксперимента испытуемый действует
по инструкции экспериментатора и знает,
что участвует в эксперименте
в качестве испытуемого. Характерной
особенностью эксперимента данного
типа является то, что поведение
испытуемых в экспериментальной
ситуации моделирует (воспроизводит) на
разных уровнях абстракции вполне типичные
для жизненных ситуаций действия
или деятельности: запоминание различных
сведений, выбор или постановку целей,
выполнение различных интеллектуальных
и практических действий и т.д. Моделирующий
эксперимент позволяет решать самые
разнообразные
3.3. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.
Пользуясь экспериментом
в психологии, никогда нельзя забывать
того, что всякое вмешательство
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским
методам в психологии относятся
различные разновидности так
называемого социального
Использование формирующих
исследовательских методов
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.