Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:24, реферат
Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. Воздействие осуществляется методами наблюдения и эксперимента. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.
Введение ………………………………………………………………………..... ...3
Методы психологических исследований …………………………………….... ...3
1. Не экспериментальные психологические методы ………………………….. ..3
1.1. Наблюдение …………………………………………………………………… 4
1.2. Анкетирование ………………………………………………………………... 6
1.3. Беседа ………………………………………………………………………. …..7
1.4. Монографический метод ……………………………………………….............7
2. Диагностические методы …………………………………………………... …...7.
3. Экспериментальные методы ………………………………………………. ……8
3.1. Естественный (полевой) эксперимент ………………………………….. ……9
3.2. Моделирующий эксперимент ………………………………………………….9
3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ………..9
4. Формирующие методы ……………………………………………………..........10
Заключение ………………………………………………………………………….12
Список использованных источников ………………………………………… ….13
Формирующий эксперимент это:
1. Массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив).
2. Длительный, пролонгированный эксперимент.
3. Эксперимент не ради
эксперимента, а ради реализации
той или иной
4. Эксперимент комплексный,
требующий совместных усилий
психологов-теоретиков, психологов-практиков,
психологов-исследователей, дидактиков,
методистов и др. И поэтому
это есть эксперимент,
Таким образом, формирующий
эксперимент является существенной
перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и,
в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным
видоизменениям хода психического развития
и характерологических
Итак, мы рассмотрели методы,
которые используют ученые для проведения
психологических исследований с
целью раскрытия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в реферате.
Я пришла к выводу, что
если необходимо исследовать естественное
поведение без вмешательства
извне в ситуацию, чтобы получить
целостную картину
Любой из рассмотренных в реферате методов психологического исследования имеет свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования невозможно.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003. – 435 с.
2. Ганзен В.А., Балин В.Д.
Теория и методология
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.
4. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.
5. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.
6. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.– 411 с.