Методы психологического воздействия в Интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:00, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение системы методов психологического воздействия в Интернет.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ психологического воздействия в Интернет;
• анализ понятий «психологическое воздействие» и «методы психологического воздействия»;
• рассмотрение уровней психологического воздействия на личность в Интернет
• демонстрация системы методов психологического воздействия в Интернет;
• представление особенностей использования цвета и дизайна сайта.

Файлы: 1 файл

Методы психологического воздействия в Интернет.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

http://www.kurchatovez.ru/old/Russian/Students/TenderPapers/Cvetkova.htm

 

Методы психологического воздействия в Интернет

 

Введение

 

 

 

Влияние Интернет на погруженных в его «глубину» людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным, но игнорировать его существование просто недопустимо. Исследовать возможные риски нужно хотя бы для того, чтобы получить «инструкцию по технике безопасности» для этого нового творения человеческих умов.

 

 

 

Некоторые симптомы Интернет-зависимости  появляются у многих пользователей. Это чрезмерное времяпровождение в  онлайновом режиме, зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернет, сильная привязанность  к «виртуальным» знакомым, возникновение совершенно новых условных рефлексов у человека. Последствия подобной аддикции могут быть различными: от разрушения реальной личности до новой ступени развития интеллекта.

 

 

 

Методы воздействия на человека направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Вот почему необходимо изучать методы психологического воздействия в Интернет, понимать, какие из них могут оказывать отрицательное воздействие и как от них защищаться.

 

 

 

Методы воздействия на человека направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной  силы имеющихся мотивов поведения. Вот почему необходимо изучать методы психологического воздействия в  Интернет, понимать, какие из них  могут оказывать отрицательное воздействие и как от них защищаться.

 

 

 

Целью данной работы является рассмотрение системы методов психологического воздействия в Интернет. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

 

·        изучение теоретических основ психологического воздействия в Интернет;

 

·        анализ понятий  «психологическое воздействие» и «методы  психологического воздействия»;

 

·        рассмотрение уровней психологического воздействия  на личность в Интернет

 

·        демонстрация системы методов психологического воздействия в Интернет;

 

·        представление  особенностей использования цвета  и дизайна сайта.

 

 

 

Объектом исследования является информационное поле Интернет.

 

 

 

Предмет исследования – анализ сущности технологии психологического воздействия в Интернет.

 

 

 

Надо отметить, что данная проблема не является широко изученной, так как  создатели Интернет-страниц не спешат раскрывать свои секреты для пользователей. В специализированных журналах можно  встретить лишь рекомендации по эффективному использованию дизайнерских разработок и цветовых решений. 

 

 

 

1. Теоретические основы психологического  воздействия в интернет

 

 

 

1.1. Понятие «психологическое воздействие»  и «методы психологического воздействия»

 

 

 

Посредством термина «психологическое воздействие» ученые пытаются отразить реальность, разграничивая ситуации, когда импульсы и сигналы, отражаясь субъектом, только ориентируют его в контексте осуществляемой деятельности и в рамках определенных обстоятельств и когда это отражение изменяет контекст деятельности или рамки обстоятельств.

 

 

 

Целесообразно считать воздействие  психологическим, когда оно имеет  внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению  психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности (2; 324).

 

 

 

Психологическое воздействие может  рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как  результат (собственно изменения).

 

 

 

Методы воздействия — это  совокупность приемов, реализующих воздействие на:

 

1)    потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации  активности, поведения человека;

 

2)    на установки, групповые  нормы, самооценки людей, т.  е. на те факторы, которые  регулируют активность;

 

3)    на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение (1; 62).

 

 

 

В Интернет активно используются разнообразные  методы психологического воздействия. Это комплексное и многоликое социальное явление, и оно быстро развивается. Среднестатистический гражданин, использующий Сеть, быстро привыкает к её широким возможностям и не замечает воздействия на свою личность. Для развития информационных услуг и достижения нового уровня коммуникаций без вреда для человеческого сознания, необходимо детальное исследование ученых.

 

 

 

1.2 Уровни воздействия Интернет

 

 

 

Итак, можно выделить два вида влияния  Интернета на психику человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - создающее  проблемы для мира реального, негативное. В некотором роде эти виды влияния близки, поскольку зачастую и положительный эффект «виртуальности» может вызвать негативную реакцию в реальном мире. Воздействие может идти в нескольких направлениях (градация по субъектам и степени воздействия).

 

 

 

а) индивидуальный уровень воздействия  Интернет.

 

 

 

Интернет является принципиально  новым средством телекоммуникаций, отличающихся высокой скоростью  обмена информацией. В связи с  этим возникает новый уровень  отношений человека и компьютера, человека и человека посредством компьютера (8; 251).

 

 

 

Как это сказывается на психике  человека? Может наблюдаться заметное повышение скорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческого мозга, принципиально  новое восприятие прежней информации.

 

 

 

Чем «продвинутей» человек в  компьютерах и в Интернете  в частности, тем лучше, гармоничнее, логичнее и более широконаправленно  развивается личность. Однако возможно это лишь «растекание мыслью по древу» («мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»).

 

 

 

И все же ученые доказали, что Интернет никак не влияет на природой заложенные данные. Становление его «виртуальной»  судьбы и стиля мышления происходит в силу каких-либо социально-психологических  либо технократических причин, в том  числе под воздействием Интернета.

 

 

 

б) уровень человек-компьютер

 

 

 

Одна из важнейших функций Интернет - это общение людей в онлайновом режиме. Интернет здесь выступает  в качестве медиума в этом новом  виде человеческого общения. Онлайновый режим коммуникаций имеет свои особенности: это не эпистолярный жанр, но и не реальный разговор. Это принципиально новый, средний между последними двумя, вид общения.

 

 

 

Возможность вести диалог с удаленным  собеседником в режиме реального  времени позволяет осуществлять индивидуальную психотерапию. Общение в «виртуальном» пространстве характеризуется следующей спецификой. Обмен письменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, - процесс медленный. У человека есть время подумать и придать своим мыслям и словам нужную ему форму. Множество полезной информации, отброшенной в процессе набора и редактирования текста, оказывается утраченной. Хотя есть мнение, что наоборот - обмен информацией становится более интенсивным в смысле отношения содержания текста к его объему.

 

 

 

Происходит приобретение ценнейшего жизненного опыта, «на чужих ошибках» и потери в эмоциональном плане, осознание нереальности взаимного  влияния виртуальной и реальной жизни. Человек может быть одной  личностью в «новой реальности», может быть несколькими, может быть любого пола, возраста, вероисповедания, если эти характеристики, конечно, уместны и употребимы в данной ситуации.

 

 

 

Таким образом, проблемы возникают  при пересечении двух реальностей: компьютерной и реальной. Возникают  следующие вопросы.

 Возможно и необходимо ли  влияние Интернета на реальную  жизнь? Если да, то в какой  форме? Как влияют межличностные  отношения в Интернете на мировоззрение  человека? Кроме умственного развития, достигается ли еще и интуитивно-эмоциональное  совершенствование?

 

 

 

Последствия могут оказаться положительными (совершенствование социально-иерархической  структуры общества), и с тем  же успехом деструктивными (разница  между устройством компьютерного  и реального миров может привести к стиранию рамок привычного адекватного поведения человека в реальности, к неопределенности реальных жизненных ориентиров). Что касается «расслоения» структуры личности конкретных индивидуумов, здесь также могут наблюдаться как конструктивные (эмоциональное, духовное совершенствование человека, самоизучение и самокопание), так и деструктивные показатели (деградация личности). Правомерный или неправомерный перенос сетевого опыта на реальность.

 

 

 

А как насчет обратного влияния - реальной жизни на «новую реальность»? Без этого влияния, конечно, обойтись совершенно нельзя. Но в таком случае необходимо определить степень этого влияния (7; 79).

 

 

 

в)  человека в идеальном мире

 

 

 

«Уход человека в идеальный мир» представляется для многих виртуалов  как выбор единственно правильной, понятной и доступной формы общения с другими людьми. Ведь многие люди испытывают недостаток квалифицированного общения, разочарование в реальном мире (предпочтение правил, норм, предписаний «новой реальности», а не реального мира), невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни.

 

 

 

Таким образом, результаты исследований представляют последовательную картину  обратной стороны активного использования  Интернет в качестве источника информации или средства общения и социальной поддержки. Мы удивляемся, узнав, что социальная по своей сути технология имеет такие антиобщественные последствия. Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии. Увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождается снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, а также усиления чувства одиночества.

 

 

 

2. Психологическое воздействие  интернет

 

 

 

2.1 Система методов психологического  воздействия

 

 

 

 Логико-семантический анализ-синтез множества психологических методов воздействия на человека позволил выделить четыре основных, базовых метода и представить их в виде системы методов.

 Упрощенные фрагменты вербально-графического  и вербального описания системы  приведены в приложении 1.

 

 

 

На предложенном рисунке психологическая  атака противоположна программированию, манипуляция – давлению. Возможны смежные сочетания: атака + давление, давление + программирование, программирование + манипуляция, манипуляция + атака. Возможны парадоксальные включения: атака с элементами программирования, программирование с элементами атаки; давление с элементами манипуляции, манипуляция с элементами давления. Данные методы используются в повседневной жизни любого человека, но в последнее время они широко используются и в Интернет (1; 145).

 

 

 

 Психологическая атака –  это метод разнообразного, изменчивого;  быстрого, активного; многословного,  многозначного; подвижного, пантомимического  воздействия на психику человека  с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.

 

 

 

Элементы психологической атаки  представлены в Приложении 2. Психологическая  атака осуществляется через визуальные образы, мультимедийные действия, слова (текст) и положения различных символов и образов в Интернет посредством разнообразия и изменчивости образов, быстроты и активности действия, многозначности и многословия, подвижности и пантомимики образов в Сети.

 

 

 

 Психологическая атака применяется  предпринимателями, коммивояжерами, дистрибьюторами; радио- и телеведущими; в процессе презентации товаров  в Интернет.

 

 

 

 Психологическое программирование  – это метод однообразного,  константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.

 

 

 

Элементы психологического программирования представлены в Приложении 2.  Программирование производится посредством однообразия и константности образов в Интернет, точности и настойчивости действий (т.е. повторяемости), однозначности и уникальности слов, используемых в  Web-страницах, неподвижности и инертности положения образов в Сети.

 

 

 

 Психологическое программирование  применяется в торговой и политической  рекламе; в процессе обучения, инструктажа; при кодировании. 

 

 

 

 Психологическая манипуляция  – это метод двойственного,  композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным).

Информация о работе Методы психологического воздействия в Интернете