Методы психологической профессиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных.

Содержание работы

1. Методы психологической профессиографии
2. Стили поиска решения при выборе профессии
Литература

Файлы: 1 файл

шифр 1 степаненко.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

 

Украинская  инженерно –педагогическая академия

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По теме:

 

«Методы психологической профессиографии»

 

 

 

 

 

 

Сделал:

Студент гр. ЗРЕ-С1-1

Шифр 112

Степаненко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков

2013 
План

 

  1. Методы психологической профессиографии
  2. Стили поиска решения при выборе профессии

Литература

 

 

1. Методы психологической  профессиографии

 

Психология труда —  раздел психологии, который рассматривает  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим  этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

Профессиография — это  технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии. Например, информационная профессиография может быть нацелена на обеспечение профориентационной работы.

Очень важным аспектом деятельности психолога в области психологии труда является изучение конкретной профессиональной деятельности. Большинство исследований в психологии труда начинается с этого шага. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы - описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма - характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Одним из первых психологов, сформулировавших принципы профессиографии был К.К. Платонов. Среди предложенных им принципов можно выделить:

Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии  должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских  или практических задач, которые  определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного  подхода: следует учитывать возможные  вариации индивидуального стиля  деятельности и возможности компенсации  одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.

Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности  и реальности: рекомендуется учитывать  тенденции развития профессии, рассматривать  профессии в культурно-исторической перспективе.

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный  подход предполагает следующее:

- производственную характеристику  профессии и ее специальностей;

- указание на экономическое  значение профессии;

- социологическую и  социально-психологическую характеристики (в том числе - особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);

- перечень объема знаний  и умений, необходимых для успешного  профессионального труда с особым  выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

- гигиеническую характеристику  условий труда с особым выделением  так называемых «профвредностей»;

- перечень физиологических  требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по данной профессии;

- составление психограммы.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень  обобщенности или детального описания тех или иных особенностей деятельности зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Разработка профессиограммы и психограммы часто является первым, описательным этапом психологического изучения профессиональной деятельности.

Спецификой составления  психограммы в целях профотбора  является ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре способностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать два вида требований к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые  и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднестатистическому представителю данной профессии; во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, также, как нельзя ее завышать на основе изучения опыта мастеров высшей квалификации. В профессиограмме рекомендуется давать перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, отличается широким содержанием, простотой изложения. Рекомендуется составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: основной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методической части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуемой для более полного ознакомления с данной профессией.

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организуется в целях рационализации процесса профессиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление  в первую очередь тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет способствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. И в том, и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с большим опытом работы. На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения.

Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Также, как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено с помощью оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рационализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. д. Измененная картина динамики психических функций после проведенной работы по оптимизации условий труда может служить показателем эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности, в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать то обстоятельство, что люди значительно различаются по скорости и точности реакций, по колебаниям устойчивости, переключению внимания и другим признакам.

Особым случаем профессиограммы, направленной на оптимизацию условий  труда, является изучение профессии  в рамках инженерно-психологического исследования. Например, анализ источников информации, которую человек получает на рабочем месте, способов ее обработки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых протекает изучаемая деятельность, позволяют формулировать требования к техническим средствам, в частности к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых человеком, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной.

Схемы профессиографирования. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

изучение документации по данной профессии;

наблюдение за работой  специалистов;

опрос специалистов (экспертный метод);

изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

трудовой метод;

метод искусственной  деавтоматизации: исследование не столько  сформированных автоматизированных навыков  работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает  обучающийся рабочий;

биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

метод эксперимента, где  сам эксперимент понимается как  исследование влияния на трудовой процесс  естественных или специально организованных факторов;

метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Можно выделить и различные  конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две  основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих  характеристик:

а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

б) социальная когнитивно-мотивационная  структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

в) профессиональная когнитивно-мотивационная  структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату);

г) психологическая структура  конкретной деятельности (выделение  цели, способность выполнять действия и операции);

д) эмоционально-волевая  структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

Объект труда:

а) история и перспективы  развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический  прогресс);

б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда);

в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда;

г) операционально-техническая структура  труда (операционально-технологические  действия; правила исполнения трудовых действий).

Профессиографический анализ – это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о заданиях, контексте и условиях труда, характерных для различных видов работ в организации. На основе этой информации составляются описание работы (показывающее, какие операции выполняются на той или иной работе) и психограмма (в которой перечисляются качества, необходимые человеку для выполнения данной работы).

Информация о работе Методы психологической профессиографии