Методы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:05, реферат

Описание работы

Цель работы:
1. Ознакомиться с понятием психологической защиты в концепции Зигмунда Фрейда.
2. Выяснить сущность явления психологической защиты.
3. Изучить виды механизмов защиты психики
4. Рассмотреть причины возникновения подобных механизмов.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда. 4
2.Сущность механизмов психологической защиты. 5
3.Виды механизмов психологической защиты. 7
4.Причины «включения» механизмов психической защиты 14
5.Рекомендации по преодолению психологического сопротивления. 15
Заключение. 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат, методы защиты.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Методы психологической защиты

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

В XXI веке человечество, пожалуй, в наибольшей степени подвержено воздействиям стрессов, конфликтов, страхов. Поэтому изучение методов защиты психики от негативных факторов очень актуально в настоящее время, так как со многими проблемами легче справится на начальном этапе и во многих случаях их можно решить на бессознательном уровне психики. В некоторых случаях, наоборот, установленные механизмы защиты мешают индивиду адекватно и спокойно реагировать на стрессовые ситуации, и тогда необходимо снять сопротивление психики, которое успело сформироваться у человека.

Цель моей работы:

  1. Ознакомиться с понятием психологической защиты в концепции Зигмунда Фрейда.
  2. Выяснить сущность явления психологической защиты.
  3. Изучить виды механизмов защиты психики
  4. Рассмотреть причины возникновения подобных механизмов.

 

1.Понятие психологической  защиты в концепции З. Фрейда.

Впервые к понятию психологической защиты обратился австрийский психолог З. Фрейд в своей работе “Нейропсихология защиты” (1894). Он сформировал первую модель психики - топографическую, состоящую из трех областей:

  1. «Оно» - бессознательная область, которая подчиняется импульсам и инстинктам.
  2. «Я» -сознательная область, которая регулирует бессознательное «Оно», используя механизмы психологической защиты.
  3. «Сверх Я» - область нравственной оценки, в которой происходит осознавание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и морали.

Исходя из своей концепции З. Фрейд выразил следующие положения:

  1. Ведущую роль в поведении человека играет бессознательное, которое содержит врожденные инстинкты.
  2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами общества. Зигмунд Фрейд утверждал, что инстинкты человека по своей природе эгоистичны и асоциальны. Совместное существование людей представляется возможным только лишь благодаря социальным нормам, которые регулируют поведение индивидов.
  3. Психическое и социальное развитие человека происходит в результате компромисса между «бессознательным» и культурными нормами.
  4. Этот баланс устанавливают защитные механизмы психики, которые изменяют содержание сознания при внутреннем конфликте1.

Уже в ранних работах Фрейд указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты между неприемлемыми инстинктивными влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Наряду с редукцией отрицательных аффектов происходит вытеснение содержания этих аффектов, тех реальных сцен, мыслей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффектов. На основе понятия вытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненное бессознательное, остальная часть бессознательного получила название подсознательного. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З. Фрейда “Страх”, в которой он выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.

 

2.Сущность механизмов психологической защиты.

При поступления любой информации в сознание и подсознание индивида, его психика не воспринимает все подряд, т.к. задействуется механизм отбора и анализа информации, ее распределение по различным участкам мозга, которые ответственны за хранение информации.

Защитные механизмы — система таких механизмов, которые стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями дискомфорта или тревоги. Они не допускают очень близко к нашему подсознанию сильные разочарования и угрозы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, такие механизмы намеренно искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или, когда человек полагает, что оно невозможно.

Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику2.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, насколько человек может справится с возникшей проблемой).

Таким образом, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. Ценой психического здоровья становятся:

     – искаженная действительность,

     – искаженный  образ «Я»,

     – искаженный  внешний мир.

Защитные механизмы позволяют сохранить или, вернее, достигнуть внутреннего благополучия за счет игнорирования реальности.

Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. человек в процессе жизнедеятельности учится тем или иным защитным формам поведения.

Таким образом, основные признаки механизмов психологической защиты представляют собой:

     1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от     воли);

     2) искажение  реальности;

     3) отсутствие  осознания субъектом защитных форм поведения.

     Основные функции механизмов психологической защиты:

     1) сохранение личностной целостности,

     2) сохранение  психического здоровья, определенного  «Я-образа».

     3) регуляция  межличностных отношений.

 

3.Виды механизмов психологической  защиты.

 Психологи выделяют свыше 20 видов механизмов психологической защиты. Все они имеют определенные различия, но их главные функции сходны и заключаются в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

        Вытеснение. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях.

Вытеснение влечения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения. Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности.

Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально неприемлемое желание, приходится быть постоянно начеку, приходится тратить массу усилий на удерживание энергии влечений в подвале бессознательного. Сопротивление влечению требует собственно энергетического обеспечения, для этого другие формы поведения «обесточиваются». Отсюда быстрая утомляемость, потеря контроля, раздражимость, слезливость, то, что называется астеническим синдромом.

Вытеснение реальности. В этом случае вытесняется или искажается информация извне, которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления о себе. Здесь ситуацией управляет Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида «слепым» и «глухим», «нечувствительным» к тревожной, угрожающей информации. Эта информация грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией Сверх-Я, создана усвоенными правилами поведения, предписаниями, стройной системой ценностей.

Вытесняется также информация, которую мне возвращает окружение и которая противоречит моему устоявшемуся знанию о себе, моей Я-концепции.

Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я. В этом случае вытесняется также нечто неприятное, но связанное с чувством вины. Переживание вины - это санкция со стороны Сверх-Я за совершение некоего поступка или даже за саму мысль совершить нечто «ужасное».

У вытеснения, работающего против Сверх-Я, могут быть два следствия:

  • это вытеснение удается, чувство вины снимается, вновь возвращается психологическое благополучие, комфорт, но ценой этого благополучия является нравственное падение личности.
  • в работе вытеснения против Сверх-Я - это невротические реакции, в частности всевозможные фобии (страхи). Сверх-Я, допустив вытеснение чувства вины, «наказывает» ее болезнью.

 Проекция. При проекции человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.

Идентификация. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.

Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. Зигмунд Фрейд приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго думая, что он теперь сам котенок.

Реактивное образование. В этом случае индивид бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другой (например, ненависть — в любовь, и наоборот). Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является лишь следствием любви, которая испугала индивида, бессознательно решившего скрыть ее за проявлением негативизма и злобы.

Самоограничение как механизм адаптации. Суть механизма самоограничения состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение снижается. В такой ситуации многие просто прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойствен психической жизни на всем протяжении развития личности.

Рационализация или защитная аргументация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Аннулирование. Аннулирование — психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, или чувства, для уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или мысли.      Данный механизм связан с верой в сверхъестественное. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Расщепление. В этом случае индивид бессознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», словно убирая нечто неопределенное, что может в последствии затруднить анализ им проблемы (например, критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития тревоги).

Отрицание. В этом случае индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации - бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания индивидом каких-либо событий в большинстве случаев позволяет узнать о том, что же на самом деле беспокоит такого человека, что является для него наиболее важным.

Смещение. Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту.

При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального.

Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волнение. Например, если при выполнении каких-либо действий думать о механизмах его осуществления, то это может привести к сбою в осуществлении подобного рода деятельности.

Регрессия. Регрессия может проявляться в том, что невротик бессознательно как бы возвращается в прошлое, когда, по его мнению, все было очень даже хорошо. Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с препятствием или испытывая напряжение человек возвращается на ту стадию жизни, в которой он чувствовал себя в безопасности, в которой ему было хорошо и безоблачно

Информация о работе Методы психологической защиты