Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 02:32, реферат
Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним.
Введение
§1. Физиологические механизмы воли
§2. Развитие и нарушение волевой сферы
§3. Функции воли
§4. Волевые качества личности
§5. Методы развития волевых качеств
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
§1. Физиологические механизмы воли
§2. Развитие и нарушение волевой сферы
§3. Функции воли
§4. Волевые качества личности
§5. Методы развития волевых качеств
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наша личность — это сад,
а наша воля — его садовник.
У. Шекспир
В процессе познания окружающего мира человек для достижения поставленных целей преодолевает разные трудности, сознательно регулируя свое поведение. Во всем этом проявляется его воля.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это понятие было введено в систему категорий о душе еще Аристотелем для объяснения того, каким образом поведение человека осуществляется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля же, по его мнению наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп.
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова — все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.
Однако осознание единичной цели своего желания, порожденной побуждением, которое в данную минуту владеет человеком, представляет еще очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к действию, отдает себе отчет о последствиях, которые повлечет за собой осуществление стоящей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связана ее реализация. Действие, совершающееся в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций, — это волевое действие в более специфическом смысле слова. В силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека этот, в принципе, частный случай довольно распространен. Он придает волевому действию особую направленность.
Там, где этот конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие — разрядку.
Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним.
Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением структуры личности. Именно воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта.
§1. Физиологические механизмы воли
В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рассматривается как более сложное и неоднозначное.
И.М.Сеченов и И.П.Павлов обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали также их условно-рефлекторную природу и детерминированность условиями внешней среды. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры — с корковыми концами всех анализаторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, достигает двигательной области и вызывает аналогичный процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора может служить пусковым механизмом двигательной реакции.
Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность.
Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. По этому поводу И.П.Павлов говорил, что человек воспринимает действительность через первую сигнальную, затем становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему. На основе временных связей между разными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности — центр мозга — лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели.
Воля наряду с другими сторонами психики имеет материальную основу в
виде нервных мозговых процессов.
Материальной основой воли являются нервные структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. При поражении лобных долей мозга, в частности так называемых префронтальных участков коры, наступает аппраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе, и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия.
В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться вокруг себя, не зная, что делать дальше. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.
На почве мозговой патологии может возникнуть и абулия (болезненное
безволие), проявляющаяся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя
необходимость его осознается. Абулия вызвана патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня.
Особое значение
в выполнении волевого
сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию
человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для многих психических процессов: мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства. И.П.Павлов подчеркивал, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного мозга.
Рефлекторная
природа волевой регуляции
Таким образом,
волевое поведение является
многих весьма сложных
физиологических процессов
внешней среды.
§2. Развитие и нарушение волевой сферы
Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два - три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на основе соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодолевать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавливать отношение мотива к цели проявляется только при наличии внешних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутствие взрослого или других детей, а также соответствующих предметов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за игровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:
- становление мотивационно-
- становление исполнительского
звена характеризуется
- оценочно-результативное
звено с возрастом усиливается
во всех сферах жизни, а
Нарушения: одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов. Другим нарушением считается формирование патологических потребностей и мотивов
(Б.В. Зейгарник). Проявляются
эти нарушения различными
Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики.
Абулия - нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.).
Анорексия - отсутствие аппетита, подавление желания есть.
Булемия - патологическое желание постоянно часто и много есть.
Гипербулия - нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.).
Аутизма симптом - утрата больным потребности общаться с окружающими, формирование патологической замкнутости, отгороженности, нелюдимости.
§3. Функции воли
Воля выполняет четыре функции:
1. Побудительная и направляющая
на достижение поставленной
2. Тормозная функция воли
проявляется в сдерживании
3. Регулирующая функция
выражается в произвольной, сознательной
регуляции действий, психических
процессов и поведения, в
4. Развивающая функция
состоит в том, что волевая
регуляция направлена на
Волевая деятельность связана
с равновесием возбуждения и
торможения. При ослаблении процесса
возбуждения у человека возникает
апатия, при притуплении процесса
торможения развивается большая
активность. Механизм волевого действия
функционирует на основе первой и
второй сигнальных систем. На основе временных
связей между различными центрами коры
мозга складываются и закрепляются
самые разнообразные ассоциации
и их системы, что и создает
условия целенаправленного
§4. Волевые качества личности
Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.