Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 02:32, реферат
Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой взаимоисключающей противоположности между интеллектом, чувством и волей. Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов. Вместе с тем волевой процесс еще более непосредственно и органически, чем процессы эмоциональный и интеллектуальный, включен в действие и неразрывно связан с ним.
Введение
§1. Физиологические механизмы воли
§2. Развитие и нарушение волевой сферы
§3. Функции воли
§4. Волевые качества личности
§5. Методы развития волевых качеств
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли.
Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.
Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Ее прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, легкая внушаемость.
От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность — качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек.
Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности.
Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания.
Рассудительный тип необязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели. Настойчивость проявляется уже в младенчестве; вместе с тем она проходит длинный путь развития. Ее основа заложена в свойствах темперамента. Но формы, которые она принимает на более поздних ступенях развития, существенно отличаются от ее первых проявлений.
Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость.
Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.
От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.
Некоторые люди вносят сразу
большой напор в свои действия,
но скоро «выдыхаются»; они способны
лишь на короткий наскок и очень
быстро сдают. Ценность такой энергии,
которая умеет брать
Можно различать два разных типа безволия:
1) нерешительность, т. е. неумение принять решение, и
2) отсутствие настойчивости, т. е. неумение бороться за исполнение принятого решения.
Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накален страстью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм.
Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.
Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения — необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.
Организованность — разумное планирование и упорядочивание, организация деятельности.
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.
§5. Методы развития волевых качеств
Воля, как и большинство
других высших психических процессов,
формируется в ходе возрастного
развития человека. Так, у новорожденного
ребенка преобладают
В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Развитие волевой регуляции
поведения у человека осуществляется
в нескольких направлениях. С одной
стороны — это преобразование
непроизвольных психических процессов
в произвольные, с другой — обретение человеком
контроля над своим поведением, с третьей
— выработка волевых качеств личности. Все
эти процессы онтогенетически начинаются
с того момента жизни, когда ребенок овладевает
речью и научается пользоваться ею как
эффективным средством психической и
поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития
воли по мере ее укрепления происходят
свои, специфические преобразования, постепенно
поднимающие процесс и механизмы волевой
регуляции на более высокие уровни. К примеру,
внутри познавательных процессов воля
вначале выступает в форме внешне-речевой
регуляции и только затем — в плане внутриречевого
процесса. В поведенческом аспекте волевое
управление вначале касается произвольных
движений отдельных частей тела, а впоследствии
— планирования и управления сложными
комплексами движений, включая торможение
одних и активизацию других комплексов
мышц. В области формирования волевых
качеств личности развитие воли можно
представить как движение от первичных
к вторичным и далее — к третичным волевым
качествам.
Еще одно направление в развитии воли
проявляется в том, что человек сознательно ставит
перед собой все более трудные задачи
и преследует все более отдаленные цели,
требующие приложения значительных волевых
усилий в течение достаточно длительного
времени. Например, школьник еще в подростковом
возрасте может поставить перед собой
задачу развить у себя такие способности,
к формированию которых у него нет выраженных
природных задатков. Одновременно он может
поставить перед собой цель заняться в
будущем сложным и престижным видом деятельности,
для успешного выполнения которого необходимы
такого рода способности. Есть немало
жизненных примеров того, как люди, ставшие
известными учеными, художниками, писателями,
добивались поставленных целей, не обладая
хорошими задатками, в основном за счет
повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом
соотносится с обогащением их мотивационной
и нравственной сферы. Включение в регуляцию
деятельности более высоких мотивов и
ценностей, повышение их статуса в общей
иерархии стимулов, управляющих деятельностью,
способность выделять и оценивать нравственную
сторону совершаемых поступков — все
это важные моменты в воспитании воли
у детей. Мотивация поступка, в которую
включается волевая регуляция, становится
сознательной, а сам поступок произвольным.
Такое действие всегда совершается на
базе произвольно построенной иерархии
мотивов, где верхнюю ступень занимает
высоконравственное побуждение, дающее
моральное удовлетворение человеку в
случае успеха деятельности. Хорошим примером
такой деятельности может служить сверхнормативная
деятельность, связанная с высшими
нравственными ценностями, совершаемая
на добровольной основе и направленная
на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции
поведения у детей связано с их общим интеллектуальным
развитием, с появлением мотивационной
и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать
волю у ребенка в отрыве от его общего
психологического развития практически
невозможно. В противном случае вместо
воли и настойчивости как несомненно положительных
и ценных личностных качеств могут возникнуть
и закрепиться их антиподы: упрямство
и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по
всем перечисленным направлениям выполняют
игры, причем каждый вид игровой деятельности
вносит свой, специфический вклад в совершенствование
волевого процесса. Конструктивные предметные
игры, появляющиеся первыми в возрастном
развитии ребенка, способствуют ускоренному
формированию произвольной регуляции
действий. Сюжетно-ролевые игры ведут
к закреплению у ребенка необходимых волевых
качеств личности. Коллективные игры с
правилами кроме этой задачи решают еще
одну: укрепление саморегуляции поступков.
Учение, появляющееся в последние годы
дошкольного детства и превращающееся
в ведущую деятельность в школе, наибольший
вклад вносит в развитие произвольной
саморегуляции познавательных процессов.
Заключение
Как и все психические
процессы, воля развивается не сама
по себе, а в связи с общим
развитием личности человека. Зачастую
достаточно высокий уровень развития
волевых качеств наблюдается
у людей творческого типа, увлеченных
какой-либо деятельностью. Это происходит
потому, что увлеченность каким-нибудь
занятием всегда сопровождается систематическим
трудом и, следовательно, способствует
формированию волевых характеристик,
проявляющихся и в других сферах
жизнедеятельности. Воля в психологии
определяется, как способность человека
действовать в направлении
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.
Волевая сфера личности раскрывается
в волевых качествах. Все волевые
качества личности делятся на два
больших класса: собственно волевые
качества (простые качества) и морально-волевые
качества (сложные). В свою очередь,
собственно волевые качества делятся
на две группы. В первую входят волевые
качества, связанные с
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем, что делает человек, во всех его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.
Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная и профессиональная деятельность.
Список использованной литературы:
1. Ратанова Т.А., Домашенко И.А., Психология общая. Эксперементальная психология. Редакционно-издательский центр «Альфа» , М.,2004.
2. Рубинштейн С.Л., .основы общей
психологии – СПб:
3. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2000. - 280 с.
5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2004. -- 583 с: ил.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени образования./ Сост. Е.И.Рогов.-М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2002.
8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций, Ростов-на-Дону,2002.
9. И.В.Дубравина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан, Психология., М., ACADEMA., 2003
10. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.