Методы семейного консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:21, реферат

Описание работы

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств.

Содержание работы

Стр.
Введение
2
1. Методы социально – психологической диагностики проблем семьи
5
2. Организация консультативной беседы
7
2.1 Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
8
3. Приемы консультирования
16
4. Выбор стратегии психологического консультирования
18
Заключение
27
Литература
28

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра ГумИ

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине  Психологическая помощь  в кризисных ситуациях

 

Тема :  Методы семейного консультирования

 

 

 

 

      

 

                   Выполнил:

Студентка  гр. ЗПЛд-110

Фоканова (Коклева) А

Специальности 030301

 

Проверил:


 

 

 

Владимир,  2015

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Стр.

Введение

2

1.     Методы  социально – психологической  диагностики  проблем  семьи

5

2. Организация консультативной беседы

7

2.1 Организация и этапы индивидуального  психологического консультирования

8

3.  Приемы  консультирования

16

4. Выбор стратегии психологического консультирования

18

Заключение

27

Литература

28

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

 

 

 

 

 

 

1.     Методы  социально – психологической  диагностики проблем  семьи

     Социально – психологические  проблемы  семьи  можно  свести  к  трем  основным  группам: добрачные (часто  являются  основными  детерминантами  супружеских  проблем),  супружеские, проблемы  взаимоотношений  детей  и  родителей.  Один  из  главных  направлений  работы  практического  семейного  психолога  является  диагностика, она  позволяет  получить  полную  и  надежную  информацию  о  взаимоотношениях  членов  семьи  на  разных  этапах  их  жизни.      Психологи   используют  различные  методы  социально - психологической  диагностики:  опрос, наблюдение,  эксперимент, метод  социометрии,  методы  поперечных  и  продольных  срезов, количественно – качественный  анализ  документов,  тестирование.  

    Методы диагностики  супружеских  отношений. Необходимую  информацию, позволяющую  дать  квалифицированную  оценку  взаимоотношений  супругов, психолог  получает  с  помощью  диагностирующих  опросников, выявляющих  особенности  общения  и  взаимоотношений, качества  личности  супругов, способы  проведения  семейного  досуга, общность  интересов  и  ценностей, а  также  позволяющих  понять  нравственно-психологические   основы  супружеских  отношений.

     Методы  изучения  особенностей  общения  и  взаимоотношений  в  супружеской  паре. Общения  между  супругами  лежит  в  основе  семейного  благополучия  и  включает  очень  важную  функцию – помогает  человеку  обеспечить  личный  комфорт  себе  и  своим  близким, общение  дает  возможность  проявиться  одной  из  важнейших  супружеских  ролей – психотерапевтической.

    Общение  и  взаимоотношения  супругов  в  благополучных  семьях  характеризуют  открытость, интимность, доверие  друг  другу, высокий  уровень  взаимной  симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный  характер  распределения      ролей  в  семье, моральная  и  эмоциональная  поддержка. Особенности  распределения  семейных   ролей, ожиданий  и  притязаний  в  браке, совместимость  супружеской  пары  исследуются  с  помощью  специальных  методик.

     Известно, что  характер  общения  и  взаимоотношений  в  супружеской  паре  детерминирован  эмоциональной  атмосферой  в  родительской  семье. Истоки  модели  общения  супругов  можно  представить  с  помощью  проективной  методики   семейная  генограмма  (Э.Г. Эйдемиллер ). Методика  позволяет  изобразить  в  виде  графической  схемы  родственные  связи  в  семье, представить  характер  взаимоотношений, неосознаваемый  членами  семьи.         

     Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты  индивидуально – психологического  исследования  используют  для  установления  меры  личностной  совместимости  и  информирования  супругов  об  особенностях  характера  друг  друга .

     Методы  исследования  семейного  досуга, интересов  и  ценностей.      Духовное  взаимодействие  партнеров, их  духовная  совместимость, проявляется  на  социокультурном  уровне  супружеских  отношений. Это  общность  ценностных  ориентаций, жизненных  целей, мотивации, социального  поведения, интересов, потребностей, а  также  общность  взглядов  на  проведение  семейного  досуга. Известно, что  сходство  интересов, потребностей, ценностей  и т.д. является  одним  из  факторов  супружеской  совместимости  и  стабильности  брака.   

   Методы  изучения  нравственно – психологических  основ  супружеских  отношений.  Большое  число  разводов  свидетельствует  о  том,  что  неблагополучие  семьи  остается  одной  из  актуальных  общественных  проблем. Условно  среди  них  выделяют  конфликтные, кризисные, проблемные,  а  также  невротические семьи. В  каждой  из  таких  семей  имеются  постоянные  сферы, где  интересы, потребности, намерения  и  желания  супругов  приходят  в  столкновение, порождая  особо  сильные  и  продолжительные  отрицательные  эмоции. В   таких  случаях  говорят  об  отрицательном  психологическом  климате  семьи, в  основе  которого  лежат  нравственно – психологические  факторы  супружеских  отношений.        Практический  психолог, приступая  к  изучению  нравственно – психологических  основ  супружеских  отношений, может  использовать  тесты, диагностирующие  супружеские  конфликты, удовлетворенность  браком, его  стабильность. 

   Метод   беседы  или  интервью  может  быть  использован  в  случае  необходимости  изучения  микроокружения  семьи. Этот  фактор  также  имеет  значение  для  стабилизации  брака  и  семьи  в  целом. Кроме  того, необходимо  знать, на  какой  стадии  супружества  находится  пара, т.к.  для  каждой  стадии  характерны  типичные  проблемы, структура  отношений, уклад  и образ  жизни  семьи. Эти  знания  психолог  может  получить  только  в  результате  свободной  беседы. 

 

2.    Организация консультативной беседы

 

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы: 

    -  пространство беседы: прием клиента в  специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись.

- время беседы: правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.

 

2.1 Организация и этапы индивидуального психологического консультирования

      Технология ведения консультативной беседы по принципу диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложены Ю.Е. Алешиной  1:

    1. Ограничение  речи консультанта в диалоге, речь психолога-консультанта должна быть краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

    2. Приближение  разговорной речи консультанта  к языку клиента, для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;  максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент;  следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

   3. Анализ эмоциональных  переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками необходим, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

   - предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать, свои чувства;

    - использование парадоксальных  вопросов с целью постановки  под сомнение того, что клиент  считает абсолютно очевидным  или само собой разумеющимся. Когда ставятся под сомнение  очевидное (грубить нехорошо), то клиент задумывается о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями;

   - уточняющие и углубляющие  формулировки с целью - постепенно  переводить рассказ клиента с  поверхностного на более глубокие  уровни переживаний. («То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству»). При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное - не выходить за пределы очевидного, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего;

Информация о работе Методы семейного консультирования