Методы семейного консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:21, реферат

Описание работы

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств.

Содержание работы

Стр.
Введение
2
1. Методы социально – психологической диагностики проблем семьи
5
2. Организация консультативной беседы
7
2.1 Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
8
3. Приемы консультирования
16
4. Выбор стратегии психологического консультирования
18
Заключение
27
Литература
28

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

5 этап  интервью – это обобщение  психологом в  форме резюме  результатов взаимодействия с  клиентом.

   Основным методом психологического  консультирования является интервью (англ. – беседа, встреча). Именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. Термин «интервью» в психологии трактуется как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

 

 

 

 

 

   

 Стадии консультативного процесса в трактовке ученых-психологов представлены в таблице 1.

Таблица 1           

 

Г. Хэмбли

Р. Мэй

Г.С. Абрамова

В.Ю. Меновщиков

Установление

отношений  доверия   (раппорт и близость)

Установление контакта (раппорта)

Установление

контакта

Установление кон- такта     (первичая диагностика)

Исследование

Чтение характера

Сбор

информации

Исследование осознание задачи (вторичная диаг-ностика)

Решение  (вывод)

Исповедь

Осознание же-лаемого результата

Перебор гипотез

 

Толкование

Выработка   аль- тернативных решений

Решение и выход из контакта

 

Трансформация личности

Обобщение-

резюме, переход от обучения к действию

 


 

 

4. Выбор стратегии психологического консультирования

 

В психологическом консультировании решается частная задача:   задержать  членов  недифференцированных  семей  на наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процессов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмоциональной подоплеки своего и чужого поведения. Считается, что это важнее, чем рекомендации.

Для развертывания процессов наблюдения и рационального анализа различных аспектов семейной жизни широко используются социометрические техники работы с семьей: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Генограмма», «Ролевая карточная игра», «Экокарта», «Соломенная башня», «Семейное пространство», «Семейная социограмма».

Психолог должен быть дифференцированной личностью; нельзя позволять вовлекать себя в зависимость от отношений в семье: нельзя ни поддерживать одного из членов семьи, ни становиться на чью-либо супружескую позицию. Иначе будет триангуляция.

Для того чтобы побудить супругов начать общаться друг с другом напрямую (без вовлечения окружающий в многочисленные семейные треугольники), для того чтобы научить их терпимо относиться к личностным отличиям другого, используется методика «Тет-а-тет» . Супругам предлагают выполнить следующую процедуру.                                                     

«Сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говорить о себе, своих взаимоотношениях, а не о третьих лицах или о дополнительных темах.

Теперь, чтобы сделать это задание еще труднее, повторите его, оставаясь только в настоящем времени, не говорите о прошлом или будущем, а только о своих переживаниях «здесь и теперь».                              

После выполнения супругами этого задания в беседе с ними исследуется степень их тревоги из-за близости с помощью следующих вопросов:          

1.  Насколько близок я могу быть с другим человеком, оставаясь в то же время самим собой и не делая того, что меня хотят заставить сделать другие?

2.  Насколько близок я могу быть с другим человеком, допуская, что другой человек отличается от меня?

 

Социометрические работы с семьей

Социометрическими эти техники называются потому, что позволяют графически или пространственно отобразить структуру социальных взаимоотношений в семье. В этом плане они нацелены на измерение, исследование, описание, репрезентацию и познание типичных форм взаимоотношений людей в семье.                                                                

Семейная  скульптура

Одному из членов семьи предлагается расставить членов своей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье. Иногда «скульптора» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы его поведение. Членам семьи следует затем последовательно их произнести.

После создания «скульптуры» психолог может задавать членам семьи следующие вопросы или делать следующие предложения:

1.  Придумайте  название  вашему  произведению,   (вопрос «скульптору», раньше всех других вопросов)

2.  Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? (каждому члену семьи)

3.  Удивила ли вас данная «скульптура»? (всей семье)

4.  Знали ли вы раньше, что «скульптор» воспринимает вас именно так, как он это изобразил? (каждому члену семьи)

5.  Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в «скульптуре»? (всей семье)

6.  Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы увидеть? («скульптору» или всей семье)

Эта методика может использоваться и в индивидуальном консультировании. В этом случае роль членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете.

 

Семейная хореография

Эта техника представляет собой развитие техники «Семейная скульптура». К танцам она отношения не имеет. Греческое слово «choreia» первоначально подразумевало то, что человек отображает в движении, в действии порывы своей души.

Процедура осуществления методики довольно гибкая и может меняться в зависимости от конкретных задач и условий.

Начинают часто с того, что члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.

Затем психолог помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог просит этого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать другие.

Вопросы всегда одни и те же: «Каково быть в этом положении в семье? Какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?»

Психолог может просить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны, а также те сцены, которые изображают их преодоление, причем советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

Порой методика осуществления семейной хореографии может выглядеть и следующим образом.

Клиента просят вообразить себя каким-то животным или предметом, например, сильным, мощным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем он представляет себе сцену, включающую этих животных или предметы, и описывает ее. После этого группу просят принять позиции, отражающие описанную сцену, и разыграть ее.

Генограмма

Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трех-четырех поколений. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 г.

Экокарта

Данная методика используется для того, чтобы помочь клиенту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных проблем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, клиент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с институтами за ее пределами (например, работа, школа, друзья, соседи). Эти институты за пределами семьи обозначаются треугольниками, в которых пишется название института. Анализируются характер взаимоотношений в семье и связи всех членов семьи со структурами вне ее с помощью следующих (сначала общих) вопросов:

1. У вас большая семья? (Предполагается  обнаружить родственников, проживающих за пределами данной семьи, проанализировать их связь с членами данной семьи. Например, ребенка, который остро конфликтует с матерью в непростой период ее жизни, может взять на время его бабушка (мама бывшего супруга), если между ними есть взаимная симпатия.)

2. Вы работаете? (Предполагается  исследовать, что значит работа  для данного члена семьи, можно  ли с этой стороны ожидать ресурсов для помощи во внутрисемейной ситуации. Например, работа может стать источником сил и радости, когда дома все плохо. Далее такой человек может стать источником положительных эмоций, конструктивных изменений в семье.)

3.  Ваши соседи помогают вам?

Постепенно психолог переходит к более конкретным вопросам:

4.  Близки ли вы с членами вашей семьи?

5.  Нравится ли вам ваша работа?

6.  Кого вы можете попросить о помощи?    

7.  Расскажите о ваших родственниках - где они живут, чем занимаются.                                                         

8.  Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?

9.  Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?

10.  Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?

11.  Есть ли у вас семейный врач?                    

12.  Есть ли у вас близкие друзья?

13.  Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?

По мере обсуждения представленных выше вопросов данные фиксируются в экокарте.  

Соломенная башня

Членам семьи предлагают построить соломенную башню, чтобы она была оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, могла стоять без поддержки и чтобы ее можно было переносить с места на место. Для этого им дают пакет со 100 соломинками и клейкую ленту с ножницами. Членам семьи даются рекомендации первые 5 мин строить башню, не говоря ни слова. На строительство башни отводится 10—15 мин.

После строительства башни начинается обсуждение и анализ поведения разных членов семьи в процессе ее строительства. Предполагается, что оно отражало типичные формы совместного поведения, характерные для данной семьи.

Семейное пространство

Супругам дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план квартиры или дома, где они жили до женитьбы. Если есть дети, то они при этом смотрят и слушают. Если супруги несколько раз меняли место жительства, то их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время как супруги заняты рисованием, психолог побуждает их к рациональному анализу прошлого и настоящего семейного опыта с помощью следующих вопросов и предложений:

1.  Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.

2.  Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.

3.  Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи?

4.  Когда члены вашей семьи, которые не проживают с вами, заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?

5.  Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?

6.  Было ли у вас какое-то особенное место в доме?

7.  Попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.

8.  Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет? Если член семьи жил в квартире, то на каком этаже она была расположена, куда выходили окна и т. д.?

9.  Вспомните какое-либо типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.

10. Вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом должны присутствовать в качестве наблюдателей.

Возможен также вариант, когда все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Информация о работе Методы семейного консультирования