Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:38, реферат
Важной ветвью этнопсихологии является психология межэтнических отношений. В современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Особое положение психологии межэтнических отношений связано с тем, что разделы этнопсихологии в разной степени связаны с одной из родительских дисциплин - психологией.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Межэтнические отношения и когнитивные процессы……………….…….3
2.Развитие и трансформации этнической идентичности……………….…….7
3.Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях…12
4.Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования…………………………………………………………………15
5.Адаптация к новой культурной среде……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….…….21
Значимо то, живет ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. В полиэтнической среде (особенно в ситуации неконфликтных межэтнических отношений) неизбежна некоторая размытость этнической идентичности.
Но размытая самоидентификация может соседствовать с глубоким переживанием своей этнической принадлежности, использованием при ее конструировании большего количества элементов. Временные границы формирования этнической идентичности и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит - группе большинства или группе меньшинства. Исследования показали, что члены этнического большинства могут даже не задумываться о своей этничности, тогда как для членов этнических меньшинств идентификация оказывается как минимум вынужденной, а связанные с ней проблемы попадают в разряд жизненно важных.
С возрастом у членов всех этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации, поскольку в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более реалистично определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате каждый новый член общества оказывается приписанным к той или иной этнической группе.
Несмотря на это социально желательная высокостатусная группа большинства может оставаться для ребенка референтной (эталонной).
Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность,которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого используется когнитивная стратегия, названная А. Тэшфелом и Дж. Тернером стратегией социального творчества. Она может принимать различные формы, связанные с пересмотром критериев или объектов сравнения.
Это может быть поиск новых оснований для сравнения. Попытку таким способом сохранить позитивную этническую идентичность можно обнаружить в содержании автостереотипов групп, потерпевших поражение в межгрупповом соревновании.
Стратегия социального творчества проявляется и в восстановлении субъективного благополучия с помощью выбора для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп..
При неблагоприятном межгрупповом сравнении члены групп дискриминируемого меньшинства могут выбрать и другую стратегию - принять правильную самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. В этом случае формируется негативная этническая идентичность, которая может сопровождаться ощущением неполноценности, ущемленности и даже стыда за представителей своего этноса.
Принимая негативную идентичность, человек может по- разному реагировать на негативные суждения о своем этносе, а следовательно, на негативный образ самого себя, сложившийся в глазах представителей доминантной группы. Он может относитьнегативные суждения к другим членам своей группы, но не к самому себе, установив психологическую границу между группой и собой.
Другим способом поддержания позитивного самоотношения является выделение внутри этноса подгруппы, которой и приписываются более положительные характеристики.
Осознание себя как члена негативно оцениваемой в обществе группы допускает и конструирование амбивалентной идентичности, которая позволяет частично сохранить позитивное самоотношение, но способствует формированию «комплекса раздвоения личности».
При конструировании идентичности индивиды могут исходить и из принципа: «Пусть мы такие плохие, но это действительно мы». Подобное аффективное, даже агрессивное подчеркивание этнической принадлежности выявлено у выходцев из стран Северной Африки во Франции, где молодежь из среды иммигрантов продолжает претендовать на принадлежность к группе уроженцев Магриба, хотя почти полностью отвергает традиционные этнокультурные ценности и стереотипы поведения.
В случае неблагоприятного межгруппового сравнения кроме стратегии социального творчества индивид может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сменить группу.
У большинства людей проблемы выбора не возникает, но многие, прежде всего члены групп меньшинств и выходцы из межэтнических браков, проходят через «постоянный внутренний референдум» на лояльность к той или иной общности. У этих людей в процессе этнической идентификации, кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают), большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают). Единство человека с народом определяется обоюдным актом признания.
Перечисленные стратегии - идентификация со своей группой (поддержание позитивной или принятие негативной этнической идентичности) и идентификация с доминантной группой (ложная идентичность, выявленная у маленьких детей, и измененная в результате свободного выбора идентичность) - соответствуют полюсам континуума при рассмотрении идентичности на основе линейной биполярной модели.
Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя и более этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности. Она включает четыре типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга.
3.Механизмы межгруппового
восприятия в межэтнических
Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия - внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами
Пример внутригруппового фаворитизма - этноцентризм - предпочтение своей этнической группы.
Основные показатели
восприятие элементов своей культуры - норм, ролей и ценностей - как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;
рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;
представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, разные авторы называют благожелательным, или гибким. При этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим.
Эмпирическим индикатором межгрупповой дифференциации в форме противопоставления являются полярные образы, когда члены одной из конфликтующих групп приписывают себе только позитивные качества, а врагам - только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в неоднократно описанном зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки - соперникам.
При дифференциации в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая - в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов.
Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. Во-первых, стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторых, социальная каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.
Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве - обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта - и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.
Стереотипизация - средство постижения социального значения информации. В качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, чаще всего оценочную в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности.
Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам. Более общая социальная функция - сохранения существующих отношений.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер.
Стереотипы могут нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд.
Важным свойством этнических стереотипов считается устойчивость и даже ригидность к новой информации. Еще одним сущностным свойством стереотипа считается неточность.
От характера отношений - сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения - зависят основные измерения стереотипов: содержание, направленность (общее измерение благоприятности) и степень благоприятности, а в конечном счете, степень их точности.
Одна из проблем общения представителей разных этнических общностей, как и других больших групп, состоит в том, что они не понимают причин поведения друг друга и делают ложные атрибуции. М. Хьюстон Й. Ясперс сформулировали теорию социальной атрибуции. Именно с этого времени основное внимание обращается на изучение социальной (или групповой) каузальной атрибуции, понимаемой как интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Такая атрибуция является: социальной по происхождению, так как возникает и развивается в результате социального взаимодействия индивидов или под влиянием социальной информации; групповой с точки зрения объекта направленности - не на отдельного индивида, а на членаконкретной социальной группы; групповой с точки зрения сходства у членов социальной группы и различий между группами.
Основная функция социальной атрибуции - формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности.
В настоящее время в социальной психологии имеется всеобщее единодушие по крайней мере по одному пункту - существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». При наличии социальных стереотипов их содержание используется для причинного объяснения поведения.
Выделяют следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации защиты своей группы: когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; когда межгрупцовые отношения конкурентны; когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.
4.Этнические конфликты:
причины возникновения и способ
Особенности этнических конфликтов носят социокультурный характер из-за различий в языке, религии, обычаях и особенностях ментальности вовлеченных в конфликт этнических общностей.
С точки зрения психолога, учитывающего динамику конфликта, само противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта - той стадией, которую называют объективной конфликтной ситуацией.
Очень важна стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Пережитые «исторические несправедливости» вызывают у низкостатусных этнических меньшинств желание восстановить справедливость, но это не обязательно вызывает мгновенную реакцию.
Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии конфликта.
Психологи выделяют еще одну стадию конфликта - его урегулирование.
Этнический конфликт - это любая конкуренция между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Подходы к объяснению причин межэтнических конфликтов могут быть представлены в следующем виде.
1.Межгрупповые конфликты как
продукт универсальных
Автор одной из первых социально-психологических концепций У. Макдугалл приписал проявление коллективной борьбы «инстинкту драчливости». Подобный подход называют гидравлической моделью, так как агрессивность, по мысли Макдугалла, не является реакцией на раздражение, а в организме человека присутствует некий импульс, обусловленный его природой. Во всех подобных концепциях враждебность объявляется продуктом «неразумной человеческой натуры».
Информация о работе Межэтнические отношения и когнитивные процессы