Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:38, реферат
Важной ветвью этнопсихологии является психология межэтнических отношений. В современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Особое положение психологии межэтнических отношений связано с тем, что разделы этнопсихологии в разной степени связаны с одной из родительских дисциплин - психологией.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Межэтнические отношения и когнитивные процессы……………….…….3
2.Развитие и трансформации этнической идентичности……………….…….7
3.Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях…12
4.Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования…………………………………………………………………15
5.Адаптация к новой культурной среде……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………….…….21
2.Индивидуальные различия как
основа межгрупповых
3.Теория реального конфликта
исходит из предположения, что
межгрупповые конфликты есть
результат несовместимых
4.Теория социальной
В ходе этнических конфликтов межгрупповая дифференциация протекает в форме противопоставления своей и чужой групп: большинство противопоставляется меньшинству, христиане - евреям, коренное население - чужакам.
Еще одним эффектом категоризации, влияющим на протекание этнических конфликтов, является иллюзорная корреляция. Смысл его состоит в том, что два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается.
Особая форма каузальной атрибуции - атрибуция заговора, обеспечивающая простые объяснения для сложных событий. На основе подобных атрибуций строятся отличающиеся большим разнообразием концепции заговора.
Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов.
Обычно выделяется три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: применение правовых механизмов; переговоры; информационный путь.
5.Адаптация к новой культурной среде
Выделяют три основных фактора, по которым различаются вступающие в межкультурные контакты группы и индивиды: а) наличие или отсутствие перемещения в пространстве; б) добровольность или вынужденность миграций; в) временные рамки миграций.
Исследователи рассматривают множество переменных, от которых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных культур и этносов: территория, которая может быть общей или «своей» лишь для одной из групп; продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное); цель (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения); частота и глубина контактов; относительное равенство статуса и прав; численное соотношение (большинство - меньшинство); явные различительные признаки (язык, религия, раса).
Большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации,в широком смысле понимаемой как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации (психологическую адаптацию), выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону (социально-культурную адаптацию), которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном межличностном взаимодействии с ее членами.
Аккультурация - это процесс изменения в культуре группы, психологическая аккультурация - это процесс изменения индивида.
В последнее время межкультурное приспособление стали рассматривать как многоаспектный процесс, включающий в себя не только сохранение позитивного эмоционального состояния и психического здоровья мигрантов, но и приобретение ими социальных умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач повседневной жизни.
Понятие культурного шока - вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами - потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности.
Как правило, проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации.
Первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами. Но этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негативное воздействие. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Пятый этап характеризуется полной - или долгосрочной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. Пять этапов адаптации формируют U-образную кривую: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа относятся:
Давно высказываются предположения, что для работы или учебы за границей необходимо подбирать людей с личностными характеристиками, способствующими межкультурной адаптации. Триандис полагает, что в настоящее время можно считать доказанным влияние на успешность адаптации: когнитивной сложности; тенденции использовать при категоризации более крупные категории; низких оценок по тесту авторитаризма.
Среди влияющих на адаптацию групповых факторов прежде всего необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур.
1. Степень сходства или различий между культурами. Чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации.
2. Особенности культуры, к которой
принадлежат переселенцы и
3. Особенности страны пребывания, прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих.
Выделяются четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы: геноцид, т. е. уничтожение противостоящей группы; ассимиляцию, т. е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы, вплоть до полного растворения в ней; сегрегацию, т. е. курс на раздельное развитие групп; интеграцию, т. е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
В процессе адаптации перебежчик отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, шовинист - чужую в пользу собственной, маргинал колеблется между двумя культурами, посредник синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном.
Заключение
Межгрупповые отношения - это отношения, объектом и субъектом которых являются группы, в том числе и этнические общности. Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. К настоящему времени предложено несколько моделей развития этнической идентичности, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание его этапов.
Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия - внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Пример внутригруппового фаворитизма - этноцентризм - предпочтение своей этнической группы.
Этнический конфликт - это любая конкуренция между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Выделяют три основных фактора, по которым различаются вступающие в межкультурные контакты группы и индивиды: а) наличие или отсутствие перемещения в пространстве; б) добровольность или вынужденность миграций; в) временные рамки миграций.
Большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации. Аккультурация - это процесс изменения в культуре группы, психологическая аккультурация - это процесс изменения индивида.
Список использованной литературы
Этнопсихология. Стефаненко Т.Г. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 368 с.
Информация о работе Межэтнические отношения и когнитивные процессы