Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:29, реферат

Описание работы

Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие межличностного конфликта
3. Особенности подросткового возраста
4. Характеристика подростковой конфликтности
5. Методы преодоления конфликтов
6. Рекомендации по работе с детьми подросткового возраста.
7. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Вавилов (1).docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Педагогический университет имени К.Д Ушинского

 

Реферат на тему:

«Межличностные конфликты в подростковом возрасте»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Кукушкина А.В(625гр)

Проверил: Вавилов Ю.П. 

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие межличностного конфликта
  3. Особенности подросткового возраста
  4. Характеристика подростковой конфликтности
  5. Методы преодоления конфликтов
  6. Рекомендации по работе с детьми подросткового возраста.
  7. Заключение
  8. Список литературы

 

Введение

Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни.

Актуальность научного исследования определяется тем, что изучение природы межличностного конфликта, их возможные причины и способы разрешения являются в современных условиях важной целью установления и сотрудничества участников учебно - воспитательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта позволил выявить степень исследовательности изучаемого вопроса. В последнее время проблеме межличностных конфликтов уделяется большое внимание. Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых: Г.Спенсер (функциональная модель устройства общества. Теория функционализма и конфликта), Р.Дарендорф (теория социального конфликта), К. Маркс (учение о противоречии конфликта). Исследования в данной области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления.

В отечественной педагогике и психологии интерес к конфликтологии начал формироваться в 20-30 годы. Конфликт нашел свое проявление в В.Н. Мясищева (воздействие конфликта на развитие неврозов) и др.

Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта.

 

 

Понятие межличностного конфликта

Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:

- межличностный конфликт  является важным источником личностного  развития, а также развития внутригрупповых  отношений;

- межличностные конфликты  способны позитивно изменить  и расширить сферу и способы  межличностного взаимодействия;

- через открытую конфронтацию  межличностный конфликт освобождает  группу от негативных факторов  ее развития;

- межличностный конфликт  способствует развитию взаимопонимания  между подростками, развивает их  социальный интеллект.

Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов

Н.В.Гришиной была высказана точка зрения о том, что позитивные возможности конфликта могут быть весьма эффективно использованы для осуществления воспитательных функций.

Чисто инструментально разрабатываемая нами концептуальная схема реализации личностно-развивающего потенциала подростковых конфликтов может быть очерчена следующими обстоятельствами.

  1. Как правило, каждый из участников межличностного конфликта в подростковом возрасте убежден в своей правоте.
  2. Большинство подростков убеждены в «принципиальной» невозможности быть понятыми взрослыми.
  3. Посредничество в подростковых конфликтах требует организации особого отношения с конфликтующими сторонами, которые могут быть охарактеризованы как отношения партнерства.
  4. Действия посредника должны сохранять за ним нейтральную позицию. Посредник не должен переходить на сторону ни одного из оппонентов, сохраняя за собой позицию включенности/вненаходимости (М.М. Бахтин), которая гарантирует обеим сторонам обязательность неприсоединения посредника ни к одной из сторон. Такая позиция выступает как условие становления субъект-субъектных отношений не только посредника с подростками, но и подростков между собой и в условиях конфликта, и в более широком контексте взаимодействия.
  5. Обратимость подростковых субъект-субъект-объектных и субъект-объект-субъектных конфликтов. Мы имеем в виду тот факт, что подростковые конфликты легко трансформируются и переносятся из среды объектных взаимодействий в межличностные взаимоотношения.

Исходя из этого, становится очевидным основной механизм посредничества, который заключается в установлении особого типа отношений с участниками конфликта. Его эмоциональный аспект характеризуется как доброжелательное, заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение. Технологический аспект заключается в том, чтобы, сохраняя за собой позицию "Взрослый», вывести в такую же позицию участников межличностного конфликта .

Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участниками, с одной стороны, сложившейся ситуации как в общем отвечающей их индивидуальным целям, а с другой - этих целей как несовместимых и взаимоисключающих. Но до тех пор, пока это не произошло, один из потенциальных оппонентов может изменить свою позицию, да и сам объект, по поводу которого возникли расхождения во взглядах, может утратить значимость для одной, а то и для обеих сторон. Если таким образом исчезнет острота ситуации, межличностный конфликт, который, казалось бы, неминуемо должен был развернуться, лишившись своих объективных оснований, попросту не возникнет.

Таким образом, межличностный конфликт - это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. А для того, чтобы постараться преодолеть какую-либо конфликтную ситуации, необходимо руководствоваться выбранной стратегией поведения в конфликте - сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление или соревнование. Но прежде выбирать для себя свой стиль поведения в конфликте, нужно прежде подумать - чем же все это может закончиться и каковы будут последствия конфликтной ситуации.

 

 

Особенности подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т. д.

Особое положение подросткового периода отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

В ходе бурного роста и физиологической перестройке организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек 13-15 лет.

Можно выявить противоречие подросткового возраста, которое заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Таким образом, в основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и подросток, родитель и подросток или подросток-подросток, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу, на семейное положение, да, в общем, на большинство сфер жизни. Недисциплинированность, небрежное, несерьезное отношение к принятым ценностям, неуважение, безответственность того или иного участника межличностного конфликта, - нередкие причины острых межличностных столкновений. Но вовремя осуществленное родителем или педагогом или же самим подростком целенаправленное воспитательное воздействие по переориентации других участников конфликта, а в некоторых случаях и пересмотр своей собственной неверной позиции, в силах ликвидировать конфликтную ситуацию, не дать ей перерасти в открытый межличностный конфликт, а порой затяжную конфронтацию. Наиболее конструктивным со стороны подростков является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.

 

 

Характеристика подростковой конфликтности

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

· межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

· конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

Информация о работе Межличностные конфликты в подростковом возрасте