Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:29, реферат
Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта.
1. Введение
2. Понятие межличностного конфликта
3. Особенности подросткового возраста
4. Характеристика подростковой конфликтности
5. Методы преодоления конфликтов
6. Рекомендации по работе с детьми подросткового возраста.
7. Заключение
8. Список литературы
Педагогический университет имени К.Д Ушинского
Реферат на тему:
«Межличностные конфликты в подростковом возрасте»
Подготовила: Кукушкина А.В(625гр)
Проверил: Вавилов Ю.П.
Содержание
Введение
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни.
Актуальность научного исследования определяется тем, что изучение природы межличностного конфликта, их возможные причины и способы разрешения являются в современных условиях важной целью установления и сотрудничества участников учебно - воспитательного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта позволил выявить степень исследовательности изучаемого вопроса. В последнее время проблеме межличностных конфликтов уделяется большое внимание. Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых: Г.Спенсер (функциональная модель устройства общества. Теория функционализма и конфликта), Р.Дарендорф (теория социального конфликта), К. Маркс (учение о противоречии конфликта). Исследования в данной области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления.
В отечественной педагогике и психологии интерес к конфликтологии начал формироваться в 20-30 годы. Конфликт нашел свое проявление в В.Н. Мясищева (воздействие конфликта на развитие неврозов) и др.
Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта.
Понятие межличностного конфликта
Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.
К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:
- межличностный конфликт
является важным источником
- межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;
- через открытую конфронтацию
межличностный конфликт
- межличностный конфликт
способствует развитию
Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов
Н.В.Гришиной была высказана точка зрения о том, что позитивные возможности конфликта могут быть весьма эффективно использованы для осуществления воспитательных функций.
Чисто инструментально разрабатываемая нами концептуальная схема реализации личностно-развивающего потенциала подростковых конфликтов может быть очерчена следующими обстоятельствами.
Исходя из этого, становится очевидным основной механизм посредничества, который заключается в установлении особого типа отношений с участниками конфликта. Его эмоциональный аспект характеризуется как доброжелательное, заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение. Технологический аспект заключается в том, чтобы, сохраняя за собой позицию "Взрослый», вывести в такую же позицию участников межличностного конфликта .
Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участниками, с одной стороны, сложившейся ситуации как в общем отвечающей их индивидуальным целям, а с другой - этих целей как несовместимых и взаимоисключающих. Но до тех пор, пока это не произошло, один из потенциальных оппонентов может изменить свою позицию, да и сам объект, по поводу которого возникли расхождения во взглядах, может утратить значимость для одной, а то и для обеих сторон. Если таким образом исчезнет острота ситуации, межличностный конфликт, который, казалось бы, неминуемо должен был развернуться, лишившись своих объективных оснований, попросту не возникнет.
Таким образом, межличностный конфликт - это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. А для того, чтобы постараться преодолеть какую-либо конфликтную ситуации, необходимо руководствоваться выбранной стратегией поведения в конфликте - сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление или соревнование. Но прежде выбирать для себя свой стиль поведения в конфликте, нужно прежде подумать - чем же все это может закончиться и каковы будут последствия конфликтной ситуации.
Особенности подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т. д.
Особое положение подросткового периода отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
В ходе бурного роста и физиологической перестройке организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек 13-15 лет.
Можно выявить противоречие подросткового возраста, которое заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Таким образом, в основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и подросток, родитель и подросток или подросток-подросток, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу, на семейное положение, да, в общем, на большинство сфер жизни. Недисциплинированность, небрежное, несерьезное отношение к принятым ценностям, неуважение, безответственность того или иного участника межличностного конфликта, - нередкие причины острых межличностных столкновений. Но вовремя осуществленное родителем или педагогом или же самим подростком целенаправленное воспитательное воздействие по переориентации других участников конфликта, а в некоторых случаях и пересмотр своей собственной неверной позиции, в силах ликвидировать конфликтную ситуацию, не дать ей перерасти в открытый межличностный конфликт, а порой затяжную конфронтацию. Наиболее конструктивным со стороны подростков является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.
Характеристика подростковой конфликтности
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:
· межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
· конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
Информация о работе Межличностные конфликты в подростковом возрасте