Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:29, реферат

Описание работы

Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие межличностного конфликта
3. Особенности подросткового возраста
4. Характеристика подростковой конфликтности
5. Методы преодоления конфликтов
6. Рекомендации по работе с детьми подросткового возраста.
7. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Вавилов (1).docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

· межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Внутриличностный конфликт — это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.

Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа — Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта.

Иначе рассматривали теорию внутриличностного конфликта представители гуманистической школы. Фундаментальным компонентом структуры личности, считает Карл Роджерс, является «Я-концепция” — представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. На основе “Я-концепция” происходит саморегуляция поведения человека.

Но “Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование.

Этот диссонанс между “Я-концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” — с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к психическому заболеванию.

Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Самая высшая — потребность в самоактуализации, то есть в реализации способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе — дифференциация структур, внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.

Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:

· Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»)

· Нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»)

· Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»)

· Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)

· Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)

· Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)

Конфликт рассматривается как одна из стадий развития внутриличностного противоречия, которое определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития»

Межличностные конфликты — трудноразрешимое противоречие ,возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы преодоления конфликтов

Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:

— отличить повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;

— определить его деловую основу;

— уяснить истинные, а не декларативные мотивы вступления людей в конфликт.

2. Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения.

3. Разрешение конфликта с учетом  эмоциональных состояний. Если конфликт  принял эмоциональный характер  и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на  конкретных примерах, как высокая  напряженность влияет на результативность  работы, как оппоненты теряют  свою объективность, как у них  снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа  в спокойной и доверительной  обстановке.

4. Разрешение конфликта с учетом  особенностей его участников. В  этом случае, прежде чем приступить  к разрешению конфликта, необходимо  разобраться в особенностях личности  каждого(лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу):отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению ,каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.

Разрешение конфликта с учетом его динамики. Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.

Одним из эффективных методов преодоления конфликтов является формирование определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение — очень мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

 

Рекомендации по работе с детьми подросткового возраста.

В основе межличностного конфликта у подростков лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация, и для того, чтобы быть адаптированным к такой ситуации подростку необходимо иметь стратегию поведения, которая поможет ему разрешить возникший межличностный конфликт. Самой оптимальной является стратегия сотрудничества.

Опираясь на результаты исследования, мы выявили две группы, характеризующиеся определенным стилем поведения в конфликте. Первая группа руководствуется стратегией сотрудничества и компромисса, вторая - избеганием.

С первой группой подростков можно проводить различные тренинги, тестирования, анкетирование и другие методики на внеклассных занятиях и мероприятиях, для совершенствования выбранных ими стратегий поведения.

Со второй группой необходимо провести гораздо больше работ, чем с первой. В -первую очередь необходимо начать со школьного досуга подростков, так как дети большую часть времени затрачивают на обучение, воспитание и развитие именно в школе. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе школы особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при внезапном возникновении конфликтных ситуаций с подростками. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися и их родителями. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально-значимую, общественно-оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.

 

Заключение

Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.

Подростковый возраст отмечен физиологическим и психологическими изменениями детей. Общение со сверстниками начинает играть главную роль для младшего подростка раннего юношеского возраста. Так как общение это и канал информации, по которому юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, специфический вид деятельности, межличностные отношения. Вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, это специфический вид эмоциональных контактов. Сознание групповой принадлежности, солидарности формирует у подростков чувства эмоционального благополучия и устойчивости (самоуважения).

 

Список литературы

1.Анцупов, А.Я. Конфликтология: А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [Текст] /.-М.: ЮНИТИ, 2001.-551с.

2.Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / -

СПб.:2003.-464с

3.Козлов, В.В. Управление конфликтом В.В Козлов, А.А. Козлова [Текст] / - М.: 2004.-573с..

4.Кон, И.С. Психология ранней юности И.С Кон, [Текст] / - М.:1980.-436с.

5.Райс, Ф.И. Психология подросткового и юношеского возраста. Ф.И. Райс [Текст] / - СПб.: Питер, 2000.-624с.

6.Реана, А.А Психология подростка. А.А Реана [Текст] / - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.-504с.

7.Психология человека  от рождения до смерти. [Текст] / - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-656с

 

 

 

 

 


Информация о работе Межличностные конфликты в подростковом возрасте