Межличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…….…… 3
1. Конфликт……………….………..……………...……………………….……...……….… 4
1.1 Межличностный конфликт……….....…………….……………………...…… 4
1.2 Внутриличностный конфликт ……………………………….….……...…...……… 5
1.3 Конфликт взрослого и ребенка ……................................................................….…. 5
1.4 Конфликт между личностью и группой …….…………….……..….…….. 6
1.5 Межгрупповой конфликт ……………………..………………………………….…. 6
1.6 Социальный конфликт……………….…………………………………….…7
2. Профилактика межличностных конфликтов………………………………...8 2.1 Типы межличностных конфликтов ……….…...….…………………………..…8 2.2 Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций………..11 Заключение…………...…………………………………………………………..14Список использованной литературы…………...………………………………

Файлы: 1 файл

Рефер Конфликтология.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

2.2. Структура и элементы  межличностного конфликта. 

При системном  изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.  

Элементами  в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.  

Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. 
 
 

2.3. Динамика межличностных  конфликтов. 

Сам конфликт состоит из трех периодов: 

    1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

    2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

    3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). 

Доктор  психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:  

    1-й  уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

    2-й  уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

    3-й  уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия). 

Каждый  из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. 

В любом  случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация. 

Конфликтная ситуация характеризуется  наличием у сторон противоположных  целей и стремлений по овладению одним  объектом. 

Например, вопрос лидерства в учебной группе между учениками. Для возникновения  конфликта необходим повод, который  активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать  любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном  примере поводом может послужить  негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика. 

В конфликтной  ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. 

К субъектам  межличностного конфликта относят  тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся  к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. 

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. 

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. 

Всякий  межличностный конфликт, в конце  концов, имеет свое разрешение. Формы  их разрешения зависят от стиля поведения  субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. 
 
 

2.4. Стили поведения  в межличностном  конфликте. 

Исследователи выделяют следующие стили поведения  в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 

    1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

    2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

    3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

    4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

    5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

    6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком. 

Все названные  стили поведения могут быть как  спонтанными, так и сознательно  используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных  конфликтов. 
 

2.5. Различия в типы людей, как причина возникновения межличностных конфликтов. 

На поведение  людей в возникновении межличностных  конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. 

Особенности личности проявляются  в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития. 

    1. Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека. Классификация типов темпераментов, осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э., не претерпела существенных изменений до наших дней. Она лишь обогатилась благодаря учению И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности.
 

Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает существенное влияние  на поведение человека в межличностных  конфликтах. Например, холерика легко  вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести  из себя. 

    1. Типология черт характера человека (дисциплина, занимающаяся изучением типов характеров и их влиянием на совместное общение) разработана впервые К. Г. Юнгом в его работе “Психологические типы”.
 

Эта типология  выделяет четыре пары противоположных  предпочтений: 

Экстраверты — Интроверты

Сенсорные — Интуитивисты

Мыслительные — Чувствующие

Решающие — Воспринимающие 

Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким  образом, всего получается шестнадцать  типов характеров. Характер формируется  за счет асимметрии левого и правого  полушарий головного мозга к  семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие  формирует эмоции и подсознательную  деятельность, левое — логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть “свою природу”, но только в поведении. 

Проблема  влияния типов характеров на возникновение  межличностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного  решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться  под угрозой.  

Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию  из внешнего мира. А интроверты находят  эту энергию внутри себя. Они фиксируют  интересы на явлениях собственного внутреннего  мира, которому придают наивысшую  ценность. Межличностные конфликты  между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений  в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух.  

Интроверт же должен все обдумать, прежде чем  высказаться. Экстраверт легко переходит  к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто  ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в  затруднительное положение, ему  необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым  может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности  высказаться. Такая ситуация чревата  конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может  послужить причиной болезни последнего. 

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями — сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом.  

Например, встречаются два приятеля и между  ними происходит следующий разговор:

Сенсорный: Сколько стоят  твои новые туфли?

Интуитивный: Дорого.

Сенсорный: Я спросил, сколько  стоят твои туфли?

Интуитивный: Бешеные деньги.

Сенсорный (раздражаясь): Я тебя спрашиваю, сколько  конкретно стоят  твои туфли?

Интуитивный (также теряя терпение): Твоей месячной зарплаты не хватит.

Сенсорный (разозлившись): Я  дождусь от тебя конкретного  ответа на конкретный вопрос?

Интуитивный (считая, что он дал  исчерпывающий ответ): А почему ты так  капризничаешь? 

Дальнейший  разговор вряд ли будет иметь продолжение. Сенсорному типу нужна детальная  информация, а интуитивный ее просто не воспринимает. Он найдет массу ответов  приблизительных, не задумываясь, какие  его вполне бы устроили. Так может  возникнуть конфликтная ситуация между  близкими людьми. 

Люди  на основе полученной информации могут  по-разному принимать решения. Человек  мыслительного типа при принятии решений ориентируется на поставленную цель, его внимание концентрируется  на решении задачи. Человек чувствующего типа ориентируется на то, как его  решение будет воспринято другими  людьми, которых оно касается. Поэтому  он не торопится с принятием решений. Если оба типа вынуждены принимать  решение вместе, то могут быть столкновения. Но, если каждый понимает предпочтения другого, то при взаимодействии они  могут дополнять друг друга.  

Информация о работе Межличностные конфликты