Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:39, курсовая работа
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
1.Введение.
2.Понятие кризиса в психическом развитии.
3.Общая характеристика новорожденности.
4.Психическое развитие младенца.
5.Заключение.
6.Список используемых источников.
Рефлексы у новорожденных можно вызвать с различных участков кожи и слизистых. Спинальные рефлексы в этом возрасте усилены, а рефлексы, связанные с центрами в головном мозге, ослаблены.
Кроме обычных рефлексов, у новорожденных имеются специфические, присущие только этому возрасту. Специфическими для новорожденных являются: хоботковый рефлекс - трубкообразное вытягивание губ при легком поколачивании щеки около углов рта, рефлекс Менделя-Бехтерева - сокращение круговой мышцы глаза при легком ударе по краю орбиты, глазной феномен Пейпера - сужение зрачка, смыкание век и сильное откидывание головы назад при резком внезапном свете. Особое значение имеет тонический рефлекс рук - рефлекс Робинсона - обхватывание и крепкое сжатие предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони, а также рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное - всех остальных пальцев при раздражении внутренней поверхности стопы. Рефлекс Моро - симметричное обхватывающее движение ручек с легким сгибанием в локтях при похлопывании но ягодицам или надавливании на мышцы бедер. Рефлекс Таланта - дугообразное сгибание всего тела при поглаживании спины между позвоночником и лопаткой. Феномен ползания Бауэра - при положении на животе с приведенными колонками ребенок разгибает ножки, отталкивается и ползет, упираясь в приставленную ладонь при легком толчке или прикосновении к подошве. Мышечный тонус относительно повышен, особенно отчетливо обозначается гипертония конечностей с явным преобладанием сгибательных мышечных групп. Анализаторы интенсивно развиваются по мере адаптации к условиям внеутробного существования и в зависимости от развития деятельности головного мозга и его высших отделов. Анализаторы развиваются неравномерно: раньше - сравнительно простые и непосредственные (вестибулярные рецепторы, кожная чувствительность, обоняние и вкус), а позднее дистантные - слух и зрение.
Из различных видов кожной рецепции у новорожденных лучше развита тактильная чувствительность. На легкие раздражения кожи он отвечает двигательными реакциями. Зоны наибольшей чувствительности - веки, щеки, кожа вокруг рта, внутренние поверхности кисти и стопы. Кроме обобщенных двигательных реакций, отмечаются и местные- защитный рефлекс с век, сосательный, хватательный. Наличие тактильных восприятий не означает, что у новорожденных имеется осязание как дифференцированная тактильная реакция. Болевая чувствительность выражена сравнительно слабее, но болевые рефлексы вызываются уже в первые часы после рождения. Наиболее чувствительной к уколу является тыльная и особенно подошвенная поверхность стопы. Температурная чувствительность отмечается и у преждевременно родившихся недоношенных детей.
С первых часов жизни ребенок живо реагирует на местные тепловые и особенно холодовые раздражения. Электрическая чувствительность кожи сравнительно слабая. Чем меньше возраст ребенка, тем менее выражена электрическая возбудимость мышц и нервов.
Показатели двигательной хронаксии зависят от функционального состояния новорожденных. У недоношенных, а также родившихся в состоянии гипотрофии электрическая возбудимость менее выражена, чем у крепких и здоровых доношенных детей.
Электропроводность кожи сравнительно высокая.
Различные виды кожной чувствительности примитивны: нельзя отметить точной локализации, количественной или качественной оценки болевых, тактильных, температурных и других раздражений.
Обоняние отмечается с первых часов жизни в виде реакции на различные запахи. В обонятельном рецепторном механизме преобладает система тройничного нерва, и потому в первые дни жизни более отчетливы реакции на запахи (аммиак, уксусная кислота и пр.). Интенсивность и характер обонятельных реакций зависят не столько от качества запахов, сколько от концентрации и силы воздействующих веществ. У новорожденных имеется функциональная связь обонятельного рецептора с подкорковыми и спинальными мозговыми центрами, в частности с дыхательным центром.
Психическое развитие младенца
Нервная система ребенка к моменту его рождения в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. До момента рождения ребенка развитие его нервной системы определялось количеством нервных клеток и ее строением. В дальнейшем развитие нервной системы выражается в увеличении веса головного мозга.
Продолжается процесс миелинизации, т.е. образования оболочки вокруг нервных волокон. Скорость миелинизации находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.
В момент рождения ребенок не просто физически отделяется от матери, в организме которой он развивался. Он попадает в совершенно иные условия существования: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания, шумовое окружение и т.п.
Набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые минуты и часы его жизни: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы, - все это психика новорожденного ребенка. Специфика социальной ситуации развития младенца - беспомощность и полная зависимость от взрослого человека.
Младенец различает соленый, горький, сладкий вкусы, реагирует на звуковые раздражители. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.
Важным моментом в психическом развитии ребенка является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов.
Установление эмоциональных связей между новорожденным и ухаживающей за ним матерью, осуществляется только после получения способности реагировать нее ее голос, видеть ее лицо. В возрасте примерно 1 месяца младенец, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления.
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Именно комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А появление у ребенка потребности в общении означает, что ребенок из стадии новорожденности переходит собственно в стадию младенчества.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.
Следует отметить, что, дети, оказавшиеся в силу различных причин в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии от своих сверстников. В возрасте 9-10 месяцев у них сохраняется бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх. Они мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду, не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Такие дети вяла, апатичны, не испытывают интереса к окружающей среде. Речь у них появляется также позднее, чем у сверстников. Даже при хорошем гигиеническом уходе такие дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным. К 3-му месяцу жизни его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы.
В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной, скучной.
Познавательное развитие и в первую очередь, развитие восприятия, младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.
Развитие ребенка прекрасно можно представить по развитию его двигательной активности. У нормально развивающегося ребенка двигательную активность можно представить следующим образом:
1 месяц хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак,2 месяца сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды,3 месяца удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот;4 месяца ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.5 месяцев противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев;6-7 месяцев размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются;8-9 месяцев берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.10-11 месяце манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого проявляется уже в комплексе оживления.
В течение первого полугодия жизни у ребенка формируется речевой слух. Сам ребенок, когда радуется, издает звуки, обычно называемые гулением.
Во втором полугодии жизни ребенок начинает лепетать. В лепете можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями самого ребенка. Лепет сопровождается обычно выразительной жестикуляцией.
К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми. Сам ребенок произносит в этот же период одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами речи окружающих.
С этого момента начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Между младенческим возрастом (0-1 год) и ранним детством (1-3 года) существует переходный период, называемый кризис 1 года. В этот период формируется потребность в познании окружающего мира. Произносятся первые слова и делаются первые шаги. Формируются элементарные формы восприятия и мышления.
Заключение
Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.
Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.
В своей работе я попыталась рассмотреть проблемы, связанные с анализом психического развития младенцев и кризисов новорожденности. Показала периодизацию кризисов психического развития, данную Л.С. Выготским, рассмотрела кризис новорожденности и кризисы младенчества.
.Список использованных источников
.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001., 544с.
.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001., 288с.
.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МОДЭК, 2005., 431с.
4.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008., 134с.
5.Выготский Л.С. Проблемы возраста. - Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - стр. 244 - 268.
6.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПБ.: 1997., 224с.
.Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: 1997., 144с.
.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ.: Питер, 2009. - стр. 320.
.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - стр. 560.
10.Эльконин Д.Б., Детская психология. 3-е изд. - М.: Академия, 2006. - стр. 384.
11.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд Университетская книга. - 1996., 592с.