Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:34, реферат
Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Введение…………………………………………………………………….…..…2
1. История развития и экспериментальные исследования…...……………..…5
2. Ассоциации памяти…………………………………………………………....8
3. Запоминание и забывание………………………………………………...…10
4. Сохранение в памяти и забывание. Феномен сохранения и забывания….13
5. Эйдетизм……………………………………………………….……………..16
6. Узнавание и воспроизведение………………...……………………………..18
Заключение……………………………………………………………….…...….22
Список использованной литературы…………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Мнемические процессы: сущность и механизм освоения в межличностных коммуникациях.
Реферат по дисциплине «Психология»
Исполнитель: Е.А. Киселев | |
Студент группы: ЭПП-11 ПР | |
|
Преподаватель: Т.В.Филипповская |
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Восприятия, в которых человек познает окружающий действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминание о пережитом, припоминание былого и т. д.
В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед нами практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатляется. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, не полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.
Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и – при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности, т.е. о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.
Образы памяти именуются представлениями.
Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.
1. Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.
2. В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза.
3. В психоаналитических
учениях процесс забывания как
один из важнейших компонентов
мнемической активности
4. Французский психолог
Жане подчеркивал роль
5. В российской психологии
Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которых несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.
Известный физиолог Э. Геринг говорил о «памяти как общей функции органической материи». Впоследствии Р. Семон развил учения об органической памяти, обозначаемой им греческим словом «мнема». Психология, изучая память, должна выяснить, что специфично для памяти, как психологического явления. Она не может сводить психологическое понятие и в особенности память человека к общим свойствам органической материи. Но вместе с тем она не должна и отрывать память от общих свойств органической материи и особенно от специфических свойств той органической материи, которая составляет физиологический субстрат психических явлений памяти. Положительное значение теории Геринга в том , что он первый поставил вопрос, хотя в слишком общей, неспецифической форме – о проблеме физиологических основпамяти. Согласно теории Геренга, всякий раздражитель оставляет физиологический след , или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.
В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.
Память основывается на сложных динамических сочетаниях последствий процессов возбуждения (или динамических стереотипах, пользуясь терминологией И. П. Павлова). Наличие этих последствий создает благоприятные условия для дальнейшего восстановления процессов возбуждения, благоприятствуя воспроизведению при соответствующих условиях уже имевшего место процессов.
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности
Аристотель подметил в процессах памяти
закономерность, позднее получившую название
"закон ассоциации". Само слово "ассоциация" означает "
Согласно первому, восприятия
или представления могут
Согласно второму, восприятия
или представления вызывают образы,
на них в чем-либо похожие (ассоциациисходству).
И наконец, существуют ассоциации по контрасту. Восприятия или представления могут вызывать образ, в чем-либо противоположный, более или менее контрастирующий имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чечевицина Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на caмовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация по противоположности.
Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо - это, существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации.
Чтобы ассоциация закрепилась необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим "по ассоциации").
Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играют смысловые связи.
Пример: предложим испытуемому ряд цифр: 256128643216842. Если попросить его один раз прочитать этот числовой ряд и попытаться воспроизвести его в памяти, то не исключена неудача. Между тем никакой трудности нет, поскольку от конца к началу ряда идет удвоение чисел: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256. Теперь, двигаясь от конца к началу, не глядя в текст, можно воспроизвести этот ряд.
Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть присоединены к другим видам ассоциаций.
Система смысловых связей обобщенно отражает существенные отношения, в первую очередь между причинами и следствиями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него. Так, при изучении истории важное событие связывается не только с фактами, сообщенными на уроке, но и с вызвавшими его экономическими и политическими условиями, изложенными значительно раньше.
Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.
Запоминание - обобщенное
название процессов, обеспечивающих удержание
материала в памяти. Различаютс
Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности и различаются указанные выше виды.
В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.
Информация о работе Мнемические процессы: сущность и механизм освоения в межличностных коммуникациях